1. Культурная война
  2. Современное искусство
Вашингтон, / ИА Красная Весна

68 млрд мелодий! Музыканты пробуют прекратить тяжбы по авторскому праву

Изображение: Цитата из х ̸ф «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли». Реж. Сидни Поллак. 1969. США
Виниловая пластинка
Виниловая пластинка

Способ возможного прекращения судебных разбирательств по авторским правам на музыку был осуществлен двумя программистами-музыкантами из США, сообщили 25 февраля СМИ.

Два программиста Дэмиен Рил и Ной Рубин записали на жесткий диск все возможные MIDI-мелодии и защитили свою работу авторским правом, а затем сделали их открытыми для свободного копирования, сообщает интернет-издание vice.com. По мысли музыкантов, эта ситуация может стать причиной прекращения судебных тяжб по поводу авторских прав на музыку. Энтузиасты считают, что бесконечные суды душат творческую свободу авторов.

Программист, музыкант Дэмиен Рил сам является адвокатом по авторским правам. Защита такого дела в суде может стоить миллионы долларов судебных издержек, и результат никогда не будет гарантирован. Рил и Рубин надеются, что, опубликовав мелодии публично, они предотвратят многие из судебных разбирательств.

Чтобы определить конечную природу мелодий, Рил и Рубин разработали алгоритм, который записал все возможные 8-нотные, 12-битные мелодии. Они фактически использовали основную тактику некоторых хакеров для угадывания паролей. Алгоритм просто формировал все возможные комбинации нот. Рил утверждает, что этот математический аппарат «сочиняет» со скоростью 300 000 «мелодий» в секунду.

А как только произведение переходит в материальный формат, оно считается защищенным авторским правом. А в формате MIDI ноты заменены цифрами. Всего, как утверждают авторы, алгоритм создал 68 миллиардов «мелодий», состоящих из набора цифр.

«По закону об авторских правах числа являются фактами, а по закону об авторских правах факты либо имеют тонкие авторские права, либо почти не имеют авторских прав, либо вообще не имеют авторских прав, — пояснил Рил в своем выступлении. — Может быть, мелодии — это просто математика, которая является просто фактами, незащищенными авторским правом».

Авторы опубликовали все сгенерированные «мелодии» под лицензией Creative Commons Zero, которая предусматривает полный отказ от авторских прав, сообщает сайт classicalmusicnews. По мнению Рила и Рубина, это наиболее удобный и простой способ сделать что-то «достоянием» всех, чего они и добивались. Кроме того, все наработки были опубликованы авторами на Github.

Будут ли аргументы на существование этой разработки иметь силу в судебных заседаниях, пока не ясно. Законодательство об авторских правах слишком сложно и запутано, но авторы сохраняют оптимизм в отношении перспектив проделанной ими работы.

«Может быть, из-за одной только мелодии эти дела прекратятся, — считает Рил. — Может быть, они уже остановлены».

Небезынтересны комментарии пользователей интернета под этим сообщением, опубликованным интернет-изданием tjournal.ru.

«А те мелодии, которые уже кто-то зарегистрировал до них, они тоже зарегистрировали?» — задается логическим вопросом пользователь под ником Андрей Коршев. «За них им будут предъявлены 200 000 исков за нарушение авторских прав. Осталось только найти за какие», — отвечает ему пользователь Kir Kirsky.

«Теперь нужно только проверить 68 млрд мелодий на предмет их принадлежности к чужой интеллектуальной собственности», — констатирует Oleg Vorogushin.

«Вообще было бы отлично, если бы это мракобесие с авторским правом в популярной музыке хоть как-то охладили, — эмоционально отреагировал пользователь под ником Deepsdog. — Индустрия развлечений и технологии защиты авторских прав опускаются всё глубже в кризис, где как раз крупные чуваки/лейблы пытаются отгрызть побольше денег от всего, в том числе и от мелких».

А участник обсуждения с ником Alexander Petcoglo ставит проблему шире: «Мне кажется в том-то и дело, что это явно показало весь абсурд заявлений прав на мелодии». Ну и в качестве резюме обсуждения — высказывание пользователя Kir Kirsky: «В целом это можно рассматривать как троллинг системы авторских прав».