Российские банки столкнутся с резким падением процентного дохода — S&P

Изображение: Маринус ван Реймерсвале. XVI век
Сборщики податей (фрагмент)
Сборщики податей (фрагмент)

Российские банки лишатся порядка 1,4-1,6 триллиона рублей чистого процентного дохода в ближайшие два года, спрогнозировали аналитики международного рейтингового агентства S&P, — сообщает пресс-служба организации.

Они отмечают, что разница между всеми процентными доходами и процентными расходами финансовых компаний, которая у классических банков составляет основную статью дохода, резко упадет в 2021–2022 годах.

«По нашим оценкам, в ближайшие два года чистый процентный доход российских банков будет на 1,4-1,6 трлн руб. ($19-21 млрд) меньше того объема, который они могли бы получить, если бы средний показатель чистой процентной маржи в банковском секторе оставался на уровне 4% (в соответствии с данными на 1 октября 2020 года)», — отметили в рейтинговом агентстве.

Уменьшение процентного дохода будет происходить из-за падения доходности кредитов по сравнению со стоимостью привлечения депозитов. До конца 2021 года аналитики прогнозируют падение доходности процентных активов до 6,7-6,9%.

Ожидается, что в текущем году чистый процентный доход российских банков достигнет исторического минимума в 3,25-3,5%. Самыми же уязвимыми станут ориентированные на корпоративных заемщиков банки, которые имеют при этом низкий уровень цифровизации.

Аналитики советуют банкам адаптироваться к низким процентным ставкам, повышая эффективность операционной деятельности, развивая цифровизацию и работая в розничном сегменте.

В S&P при этом не видят значительных рисков для достаточности капитала российских банков, поэтому давление на их кредитные рейтинги не ожидается.

Напомним, ранее специалисты Центробанка сообщили о тенденции постепенного перераспределения доли процентного дохода банков в пользу клиентов. Во многом этот процесс обусловлен конкуренцией со стороны так называемых финтех-компаний, которые сочетают предоставление финансовых услуг и новыми цифровыми технологиями (электронные кошельки, интернет-банки, сервисы электронной коммерции и т. п.).