Разработка ученых Пермского Политеха поможет снизить шум от самолетов

Изображение: (сс) LittleVisuals
Турбина реактивного двигателя
Турбина реактивного двигателя

Технологию, позволяющую снизить уровень шума двигателей авиалайнеров, разработали ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета, 24 ноября сообщает пресс-служба Пермского Политеха.

Специалисты Пермского Политеха первыми в мировой практике смоделировали процессы в многослойных звукопоглощающих конструкциях авиадвигателей с учетом условий, происходящих в реальных двигателях.

Результаты своей работы исследователи опубликовали в журнале AIP Conference Proceedings, а также получили патент на изобретение.

Хорошо известно, что сильный шум, который издают авиационные двигатели в своей работе, вредно воздействует на живые организмы. Международная организация гражданской авиации при ООН регулярно ужесточает стандарты по допустимому шуму на местности и увеличивает штрафы за их невыполнение, а в России нет самолетов, которые бы отвечали этим требованиям.

Конструкторы самолетов, чтобы снизить шум от авиационных двигателей, помещают их в специальные звукопоглощающие конструкции, эффективность работы которых определяется тем, насколько оптимальны их акустические характеристики.

Параметры этих характеристик в настоящее время определяются наполовину опытным путем. Их расчетные модели используют упрощенное описание физических процессов, не учитывая, например, образование вихрей в отверстиях панелей конструкций.

Также расчеты производятся для однослойных и упрощенных конструкций, в то время как в самолетах применяются многослойные и комбинированные. Экспериментальные методы тоже не дают высокой точности данных, поясняют авторы изобретения.

Младший научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа Центра акустических исследований Пермского Политеха Олег Кустов рассказал о проделанной работе:

«Создание малошумящих, обтекаемых лайнеров с максимально тихими двигателями и эффективными звукопоглощающими конструкциями — актуальная задача для производителей авиатехники. Наша научная группа разработала и успешно внедрила методику, которая позволит эффективнее прогнозировать акустические характеристики звукопоглощающих облицовок в авиадвигателях. При этом процессы впервые удалось смоделировать для реальных конструкций, которые используют в самолетостроении».

Ученые считают, что их модель можно применять не только для расчетов акустические характеристик шумопоглощающих конструкций самолетов, но и для систем глушения шума энергетических установок, газоперекачивающих агрегатов и других шумных промышленных объектов.