1. Социальная война
  2. Образование в Армении
Ереван, / ИА Красная Весна

Хунта изымает из школ предметы, формирующие идентичность — «Голос Армении»

Изображение: © ИА Красная Весна
Протесты в Армении
Протесты в Армении
Протесты в Армении

Образовательные предметы и содержание, формирующие армянскую идентичность, изымают из школьной программы в Армении «бархатные власти» республики. Об этом заявила публицист, социальный обозреватель Зара Геворкян 23 июля в своей статье в газете «Голос Армении».

«С подачи „бархатных властей“ весьма симптоматичные и крайне тревожные процессы происходят в сфере отечественного образования, в частности, со школьным образовательным контентом, из которого, кажется, весьма избирательно изымается именно то, что способствует формированию национальной идентичности у подрастающего поколения: история Армянской Церкви, военно-патриотическое воспитание, урезаются часы армянского языка», — заявила Геворкян.

Она выразила возмущение, что в представленном министерством образования, науки, культуры и спорта РА новом проекте, касающемся школьной общеобразовательной программы, не нашлось места для армянской литературы V века. «Не нашлось место для Хоренаци, Маштоца, Нарекаци, Шнорали, Кучака, Саят-Новы», — подчеркнула она.

Публицист привела комментарии историка, доктора политических наук Армена Айвазяна по поводу ситуации, сложившейся вокруг образования подрастающего в Армении поколения.

«Всё, что делается со школами и вузами в Армении при Пашиняне и его бесталанном суперминистре Араике Арутюняне, можно охарактеризовать как уничтожение национальной системы образования и ее подмена глобалистскими программами и платформами», — заявил историк.

Он обратил внимание на изъятие национальных признаков из названий школьных предметов.

«Чего только стоит изменение названия предмета „Армянская литература“ в просто „Литературу“! Мне эти трюки знакомы не понаслышке: фальсификация истории Армении, против чего я опубликовал не одно научное исследование, давно занимается именно этим», — отметил доктор политических наук.

Айвазян сравнил этот шаг с тем, как «гарвардско-оксфордский профессор» Роберт Томсон, перевел на английский язык книгу «История Армении и армян» Лазаря Парпеци. По словам историка, Томсон сделал буквально то же самое. «Он убрал из заглавия „Армению и армян“ (на древнеармянском — „Айоц“), а оставил только „История“!», — отметил Айвазян.

«Причем Томсон ясно осознавал актуальное, непреходящее значение творений наших великих авторов древности и средневековья», — подчеркнул историк.

Перейдя к обсуждению еще одного изъятия из школьной программы, доктор политических наук подчеркивал, что информация, сохраненная отцом армянской истории Мовсесом Хоренаци, «имела важнейшее значение для сформировавшегося в XIX веке армянского национализма». По его словам, «История Армении и армян» Хоренаци и по сей день «являет собой могучую силу во всех дискуссиях вокруг национальной идентичности армян».

«А сейчас младоармянская хунта вознамерилось исключить Хоренаци и его великое произведение из школьной программы по литературе. Да и не только Хоренаци подпадает „под сокращение“, но и почти вся армянская литература вплоть до XIX-го века», — отметил Айвазян

При этом он выразил сожаление, что в армянской среде образование традиционно не рассматривается как важнейший фактор политического процесса. «Тогда как это и есть самая большая политика», — добавил доктор политических наук.

Напомним, 4 июля секретарь фракции «Процветающая Армения» Арман Абовян заявил, что исключение предмета «История Армянской церкви» из школьной программы демонстрирует намерение властей республики сформировать поколение без лица и без Родины.