Ученые разработали опросник для понимания человеком своего «истинного Я»
Адаптацию к российской культуре опросника аутентичности Керниса-Голдмана выполнили ученые из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и МГУ им. М. В. Ломоносова, сообщает 25 октября сайт Российского научного фонда (РНФ).
Опросник позволяет человеку оценить свою способность быть верным самому себе, а разработанная методика сможет помочь психологам предупреждать тревожные состояния, связанные у людей с самоотчуждением — непониманием своего состояния, целей в жизни и черт своей личности.
Результаты работы ученые представили в статье «Краткая версия опросника аутентичности Керниса-Голдмана: адаптация в России», опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия».
Создавая русскоязычную версию опросника, из 45 изначальных пунктов исследователи выбрали 32 наиболее сильных и более соответствующих российскому менталитету. Исследование опросника было проведено с помощью 704 респондентов в возрасте от 17 до 32 лет (144 мужчин и 559 женщин). Все они были российскими гражданами и обучались в одном из международных университетов России.
Результаты показали, что в женской группе выше показатель аутентичных «Отношений» — они больше, чем мужчины, стремятся быть «настоящими» среди своих близких. В мужской группе выше оказалась «Осознанность» — они точнее женщин осознают мотивы и желания, определяющие их действия.
Аутентичность по-древнегречески означает «подлинность». Аутентичным человеком считается такой, который может оставаться верным себе, то есть не скрывать свои эмоции перед другими людьми и действовать в согласии со своими чувствами и мотивами.
Опросник аутентичности Керниса-Голдмана широко применяется в англоязычных культурах для диагностики способности «быть самим собой». Он содержит четыре шкалы: «Осознанность», «Непредвзятость», «Аутентичное поведение» и «Отношения».
Здесь «Осознанность» — понимание собственных мотивов и чувств; «Непредвзятость» — способность человека адекватно воспринимать любую информацию о себе; «Аутентичное поведение» — это поведение, которое соответствует его ценностям и предпочтениям; «Отношения» оценивают, насколько для человека важно, чтобы близкие видели его настоящие эмоции и поведение.
Разработанный опросник поможет людям лучше понимать собственные чувства и желания, что позволит избежать профессионального выгорания. Дальнейшие исследования опросника предполагается провести на больших выборках людей разного возраста, жизненного опыта и профессий.
Руководитель проекта, ведущий научный сотрудник факультета социальных наук ВШЭ, профессор Софья Нартова-Бочавер пояснила:
«Созданный метод существенно расширяет возможности российских ученых в исследовании аутентичности. Мы планируем применить этот опросник, адаптация которого потребовала больших усилий и значительного времени, для изучения того, как аутентичность переживается молодыми людьми в ходе их взросления, какова ее роль в предотвращении профессионального выгорания и как она связана со способностью людей устанавливать близкие отношения — дружить, влюбляться, заводить семью. Это краткий перечень направлений исследований, которые мы рассматриваем как наиболее актуальные и перспективные, но, разумеется, в действительности возможностей открывается намного больше».