Модель ученых ПНИПУ рассчитает идеальные тарифы для городского транспорта

Изображение: Ольга Перегуд © ИА Красная Весна
Маршрутка и трамвай
Маршрутка и трамвай

Модель тарифного регулирования, учитывающую интересы всех сторон, задействованных в системе городских пассажирских перевозок, разработали экономисты Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), 3 марта сообщает пресс-служба вуза.

Специалисты Пермского Политеха провели анализ существующих в настоящее время методов формирования тарифов на услуги общественного транспорта и установили, что они не отражают интересы всех участников рынка и не учитывают всех влияющих факторов.

Используя статистические методы, ими была разработана математическая модель, которая является синтезом трех моделей: оптимальной, транспортной и социологической. В ней учитываются интересы трех участников рынка — это местная власть, пассажиры и операторы перевозок.

Результаты исследования модели были представлены в статье «Совершенствование подходов к регулированию тарифов на услуги общественного транспорта», опубликованной в сборнике по итогам международной научной конференции «X International Scientific Siberian Transport Forum (Engineer-2022)» за авторством доцента кафедры «Экономика и управление промышленным производством» ПНИПУ, кандидата экономических наук Владимира Постникова.

Городские муниципалитеты в России в настоящее время при формировании тарифной сетки используют по преимуществу нормативный подход, определяя стоимость проезда по соотношению затрат перевозчика и его прибыли от годовой пропускной способности транспортной сети.

Иногда ими применяются более «тонкие» методы настройки, которые учитывают интересы пассажиров и муниципалитетов. В этих случаях власти корректируют тарифы с учетом качества обслуживания или доходов населения.

Муниципалы формируют маршруты и определяют стоимость проезда в общественном транспорте с учетом возможностей местного бюджета поддерживать необходимую городу инфраструктуру.

Математическая модель Пермского Политеха учитывает все эти факторы. Задачи, которые она решает, пояснил автор статьи Владимир Постников:

«При формировании предложений по тарифному регулированию как участники процесса рассматриваются перевозчик и пассажир. Однако на практике сами городские власти тоже имеют определенные интересы в этой сфере. Еще один важный недостаток существующих подходов — они практически не учитывают спрос и предложение на транспорте, рассматривая их как постоянную величину. Между тем при повышении или понижении платы за проезд, спрос на услуги общественного транспорта тоже может меняться».

Чтобы формирование тарифов учитывало интересы всех заинтересованных сторон и изменения спроса и предложения, ученые предложили интегрировать оптимальную модель тарифообразования с транспортной моделью города и социологической моделью отношения к тарифам.

Реализованная схема расчетов основана на зависимости между стоимостью проезда в общественном транспорте и спросом на него. При этом идеальной стоимостью проезда с точки зрения математики будет экстремум этой функции.

Однако ее необходимо сделать оптимальной и с социальной точки зрения, что приводит к необходимости дополнения этой модели существующими системными ограничениями, такими как отсутствие в городе определенных видов транспорта и т. п. Таким образом можно рассчитать тариф, устраивающий всех участников городских перевозок.

Разработанная модель может быть использована местными органами власти для совершенствования тарифной политики общественного пассажирского транспорта, считают авторы.