1. Культурная война
  2. Культура в Японии
Иокогама, / ИА Красная Весна

Американец пересек Японию на старинном велосипеде

Изображение: Дорофеев Федор © ИА Красная Весна
Велосипед с высоким колесом в экспозиции Муромского музея
Велосипед с высоким колесом в экспозиции Муромского музея
Велосипед с высоким колесом в экспозиции Муромского музея

1500 километров от Нагасаки до Йокогамы за 32 дня проехал на старомодном велосипеде с «высоким колесом» энтузиаст старинных велосипедов Эрик Найт, сообщает 4 декабря The Japan Times.

Огромное переднее колесо его велосипеда почти на 1,5 метра выше небольшого заднего.

Эрик Найт отправил свой высококолесный велосипед — точную копию машины с 54-дюймовым передним колесом, первоначально изготовленного компанией Victor — из своего дома в Бервине, штат Пенсильвания, в Японию для поездки. Его сопровождал его друг и коллега Марк Кеннеди, консультант по менеджменту и писатель из Беппу, префектура Оита. Кеннеди ехал на электровелосипеде, вез багаж и был переводчиком Найта. Дуэт, где обоим по 55 лет, создавшийся на первом курсе в 1986 году в колледже Бейтса в штате Мэн, вылетел из Нагасаки 24 сентября и завершил путешествие за 32 дня.

Высококолесные велосипеды по-японски называются «дарума» из-за их сходства с одноименными талисманами. Взяв английский эквивалент слова «дарума», Найт и Кеннеди окрестили свое путешествие «Проектом Дхармы». Пара была вдохновлена велосипедистом-новатором Томасом Стивенсом (1854–1935), который проехал по тому же маршруту через Японию в 1886 году на бицикле с высоким колесом. Пребывание Стивенса здесь стало заключительным этапом кругосветного путешествия, которое первоначально началось в Сан-Франциско, что сделало его первым человеком, совершившим этот подвиг на велосипеде.

Найт унаследовал свою страсть к винтажным велосипедам от своего деда и катается на велосипедах с высокими колесами с 11 лет. Ему также принадлежит ветеран Columbia 1884 года выпуска, той же марки и года выпуска, что и велосипед, на котором Стивенс ездил по всему миру. Эти велосипеды, также известные как «пенсовые фартинги», были популярны в 1870-х и 80-х годах, прежде чем их вытеснили «безопасные велосипеды» меньшего размера с колесами одинакового размера.

«Мой дедушка читал книгу Стивенса о его путешествии „Вокруг света на велосипеде“ и обсуждал ее со мной, — говорит Найт. — С 1971 года около 30 человек воссоздали часть его путешествия по США, но никто никогда не проезжал маршрут по Японии. Я подумал, что это будет большой вызов и приключение, поэтому предложил эту идею Марку».

Исследования Кеннеди во время поездки привели его в Центр велосипедной культуры (BCC), музей и библиотеку, посвященные велосипедному спорту, в токийском районе Мэгуро. Несмотря на то, что Кеннеди зашел без предварительной записи, он был рад обнаружить, что куратор BCC Сойтиро Морисита хорошо осведомлен о Стивенсе.

«Я был знаком с достижениями Стивенса и был заинтригован планами Марка и Эрика воссоздать японскую часть его поездки», — говорит Морисита.

Морисита внес большой вклад в успех проекта «Дхарма»: от советов по точному повторению первоначального маршрута Стивенса до советов о том, как привести мотоцикл Найта в соответствие с японскими правилами езды на велосипеде (установив современные отражатели, фонари и тормоза задних колес).

До прибытия в Японию Найт был не новичком в поездках на велосипеде на длинные дистанции на этом старомодном приспособлении. Раньше он проезжал до 160 км за один день на многоколесном транспортном средстве, но езда по Японии в рамках проекта «Дхарма» потребовала иного рода физических усилий, учитывая уникальные свойства велосипеда.

«Заторы на дорогах и частые сфетофоры в городах были моими самыми большими проблемами, — объясняет Найт. — Если вы ловите большинство красных сигналов светофора и вам приходится спешиваться и садиться на каждый блок или два, это не займет много времени, прежде чем вы устанете или начнете напрягать ахиллово сухожилие и колени. Это побудило меня разработать неортодоксальную технику упирания рукой или ногой в столб или ограждение, чтобы не сходить с велосипеда. Возобновление старта из этого опасного положения привело к тому, что мне пришлось пережить большую часть своих немногих падений в поездке».

Найт шутит, что есть много способов сойти с велосипеда и что «некоторые из них на самом деле преднамеренные».

Он рекомендует всем, кто ездит на высоком колесе, освоить аварийный соскок: «Это означает, что нужно нажать на педали, продолжая держаться за руль, чтобы приземлиться, оседлав заднее колесо. Важно подпрыгивать при приземлении, чтобы не потерять равновесие. Экстренный соскок меня много раз спасал во время поездки».

Стивенс родился в Великобритании в 1854 году, но подростком эмигрировал в Соединенные Штаты, где купил свой первый внедорожник. Он отправился из Сан-Франциско в апреле 1884 года, пытаясь совершить первое трансконтинентальное путешествие на велосипеде. Успешно достигнув своей цели в Бостоне примерно 15 недель спустя, Стивенс начал планировать глобальную велосипедную одиссею. В следующем году он отправился в Лондон и начал европейский этап своего путешествия в мае 1885 года.

В то время как другие воссоздали путешествие Томаса Стивенса по другим странам, Найт и Кеннеди были первыми, кто проследил его путь через Японию.

Впоследствии Стивенс проехал через Ближний Восток, Индию и Китай, прежде чем осенью 1886 года прибыл (после короткой поездки на лодке) в Нагасаки. К тому времени, когда он достиг своего конечного пункта назначения — Иокогамы 17 декабря. Итого Стивенс проехал около 21 700 км.

После нескольких инцидентов во время поездки, в том числе изгнания из Афганистана (который тогда был закрыт для иностранных путешественников) и того, что он стал невольной мишенью китайских бунтовщиков, протестовавших против китайско-французской войны, Стивенс с облегчением добрался до спокойной Японии.

Поскольку некуда было положить багаж, Стивенс нес на руле самые необходимые вещи. Он часто полагался на добрую волю людей, которых встречал по пути, когда добывал еду или ночлег.

Стивенс воспользовался услугами носильщиков, чтобы нести свой велосипед, по крайней мере, один раз в Японии, когда он пересекал горный перевал Хаконэ, соединяющий Мисиму, префектура Сидзуока, и Хаконэ-Юмото, префектура Канагава.

Однако дуэт проекта Дхарма сделал все самостоятельно.

Езда на негабаритном велосипеде местами оказывалась трудной, особенно в тех местах, где Найту приходилось постоянно садиться на велосипед и слезать с него.

«Нас предупредили, что этот участок будет самой тяжелой частью всего путешествия, — говорит Кеннеди. — При уклонах до 19% это оказалось правдой. В итоге большую часть дня нам пришлось толкать велосипеды в гору — примерно 1200 метров вертикального подъема — но мы справились!»

Кульминацией путешествия стала Иокогама, где Найт окунул колесо своего пенни-фартинга в океан, как это сделал Томас Стивенс более века назад.

Друзья-велосипедисты прибыли в Иокогаму 25 октября, где приняли участие в церемонии «погружения колес» на волноломе Дзо-но-Хана. Морисита нашел подходящее место и организовал мероприятие. Этот обычай был основан велосипедистами с высокими колесами, которые воссоздали поездку Стивенса из Сан-Франциско в Бостон, при которой переднее колесо велосипеда погружалось в море в начале и в конце пути.

Несмотря на физические трудности, Найт и Кеннеди получили огромное удовольствие от своего путешествия и гордятся тем, что успешно повторили эпическое путешествие Стивенса по Японии. «Тем более, что он проработал над нами более 20 лет!» Кеннеди с улыбкой говорит об их историческом предшественнике, который совершил это путешествие, когда ему было чуть за 30.

«Лучшей частью путешествия были встречи с людьми по пути и наблюдение за их взволнованной и радостной реакцией на этот кусочек истории, воплощенный в жизнь».