Foreign Affairs: США пора привлекать страны Азии на свою сторону против КНР
США в их противостоянии с Китаем необходимо активнее искать себе союзников и партнеров в Азии, такую точку зрения выразил старший научный сотрудник Хадсонского института Джон Ли 21 ноября в статье для Foreign Affairs.
По словам Ли, который с 2016 по 2018 год занимал должность старшего советника министра иностранных дел Австралии, если с конца 1980-х году позиция, которую занимал Вашингтон в своих взаимоотношениях со странами, заключалась в том, что благодаря экономической и политической либерализации они смогут встроиться в единый с либеральными демократиями мира курс. И на протяжении двух десятилетий этот подход сохранялся: традиционное соперничество в регионе сохранялось, исторические обиды оставались нерешенными, но поскольку азиатские страны отдавали приоритет экономическому развитию над военными расходами, риск конфликта казался низким.
«Соединенные Штаты предложили Японии, Малайзии, Филиппинам, Сингапуру, Южной Корее, Тайваню и Таиланду открытый доступ к американскому рынку, а взамен ожидали, что их правительства поддержат их собственные стратегические интересы и военно-морское присутствие в регионе», — подчеркнул Ли.
«Но стратегия Вашингтона в Азии после окончания холодной войны больше не может считаться жизнеспособной. Сосредоточив внимание на торговле и развитии, многие азиатские страны не сделали достаточно для укрепления своих вооруженных сил и сделали себя уязвимыми для китайской агрессии», — добавил он.
Китай провел самое быстрое наращивание военной мощи в мирное время среди всех стран с 1930-х годов. Пекин воспользовался тем, что его соседи не вкладывали достаточно средств в оборону и не занимали однозначной позиции по важным вопросам. КНР расширила свое военное и военизированное присутствие в спорных регионах, таких как Тайваньский пролив, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря.
Кроме того, Китай, обладая естественными преимуществами в размерах и масштабах, использовал огромные субсидии и предоставлял дешевые кредиты отечественным фирмам, снижая издержки производства внутри страны, и искал рынки за рубежом. По мере того как китайские фирмы вытесняли своих иностранных конкурентов, Китай поглотил региональные цепочки поставок и создания стоимости, которые когда-то включали компании из Японии, Южной Кореи, Тайваня и Юго-Восточной Азии, и ускорил опустошение американской промышленной и производственной базы.
«До тех пор, пока Вашингтон не договорится со своими азиатскими союзниками и партнерами о новых условиях взаимоотношения, эти неблагоприятные тенденции будут сохраняться», — указал аналитик.
Соединенные Штаты уже осознали опасность рыночной практики Китая и поощряют союзников инвестировать в свои вооруженные силы. Но эффективная стратегия не должна этим ограничиваться. Военное преимущество Китая над остальным регионом увеличивается, Пекин становится все более агрессивным в своих территориальных спорах с некоторыми из своих соседей. В случае необходимости власти стран Азии должны быть готовы принять чью-либо сторону и даже пожертвовать кровью и сокровищами, чтобы защитить себя от китайского экспансионизма.
«Вашингтон не может силой заставить азиатских партнеров поддержать свои собственные оборонные приоритеты по сравнению с приоритетами Пекина, но он может предоставить им стимулы для более тесного сотрудничества с Соединенными Штатами. Превращение ныне нейтральных держав в активных партнеров США имеет важное значение для того, чтобы сделать регион более безопасным и менее уязвимым для территориальных и геополитических амбиций Китая», — заметил Ли.