Британия объяснила отмену обязательств по Brexit принципом суверенитета

Изображение: google, cc0
Brexit
Brexit

Отмена части обязательств Великобритании по Соглашению о выходе из ЕС объясняется применением принципа парламентского суверенитета, прописанного в Законе о Соглашении о выходе из Европейского Союза, подписанного Борисом Джонсоном в январе 2020 года, заявила пресс-служба британского правительства в официальном заявлении, опубликованном 10 сентября на официальном сайте ведомства.

Законопроект о внутреннем рынке, опубликованный 9 сентября на сайте правительства Великобритании, дает исключительные полномочия британским министрам отменить ряд положений Соглашения о выходе из ЕС, включая протокол по Северной Ирландии. Такая мера позволяет защитить внутренний рынок Великобритании. Кроме того, законопроект дает право обращаться в английские суды для разрешения экономических конфликтов, отменяя верховенство судов ЕС в этом вопросе. Этот шаг стал ответом англичан на провал переговоров по торговой сделке между Лондоном и Брюсселем на период после Brexit.

В Евросоюзе британский демарш уже назвали беспрецедентным нарушением международного законодательства. Однако в Лондоне так не считают. Официальная позиция юридического отдела правительства гласит, что целью законопроекта является «защита мира в Северной Ирландии» и «обеспечение выполнения Стормонтского соглашения».

«Статьи 42 и 43 Законопроекта дают Правительству Ее Величества полномочия выносить распоряжения об… отказе от применения или изменении любых процедур по выходу [из ЕС], которые в противном случае будут применяться к товарам, перемещаемым из Северной Ирландии в Великобританию», — говорится в документе.

Эти исключительные полномочия, как уверены британские юристы, «могут реализовываться без нарушения положений Соглашения о выходе из ЕС». Такое стало возможным потому, что «указанные статьи, а также нормативные акты, которые выпускаются на их основании, имеют силу независимо от любого международного или национального законодательства, которому они могут не соответствовать или с которым они могут быть несовместимы».

Правительство Великобритании подтверждает, что «государство обязано добросовестно соблюдать свои обязательства по соглашениям», однако в «в сложных и исключительных обстоятельствах» Лондон вправе применить древний принцип парламентского суверенитета, являющийся частью правовой системы Великобритании. Именно это он и сделал, поскольку текущая ситуация по торговым переговорам является и «сложной», и «исключительной».

«Парламент является сувереном в вопросе национального законодательства и может проводить законы, которые нарушают договорные обязательства Соединенного Королевства,  — утверждают британские юристы. — Проведение такого законодательства парламентом не является неконституционным. Этот дуалистический подход применяют другие страны, имеющие аналогичные правовые системы, такие как Канада, Австралия и Новая Зеландия».

Согласно этому подходу, «договорные обязательства становятся обязывающими лишь в той степени, в которой они отвечают национальному законодательству». «Парламент, и только он, имеет право вводить в действие и аннулировать законы, а также одобрение законов», — говорится в заявлении правительства.

Более того, как напоминают эксперты, этот принцип был прямо прописан в в Законе о выходе из Европейского Союза 2020 года, который утвердил Парламент и подписала королева Великобритании Елизавета II 23 января 2020 года, и который ратифицировал Соглашение о выходе Великобритании из ЕС.

В статье 38 закона, которая так и называется — «Парламентский суверенитет» — утверждается, что «принцип парламентского суверенитета Великобритании действует независимо от… принципа прямого действия права ЕС», то есть принципа верховенства европейского права. Никто не оспаривал этот пункт закона, в том числе со стороны Европейского Союза. Таким образом, заключают эксперты, действия Великобритании имеют законное основание.