1. Культурная война
  2. Наука и культура
Краков, / ИА Красная Весна

Трещины красочного слоя защитили от разрушения старинные картины на досках

Изображение: (сс) Carolus
Van eyck portret restauratie
Van eyck portret restauratie

Мелкие трещины красочного слоя (кракелюры) защищают от разрушения картины, написанные на досках, выяснили ученые, о чем 20 февраля напечатана статья в журнале Heritage Science.

Химики определили, что многие старинные картины на досках, которые хранились далеко не в музейных условиях, сумели дожить до наших дней благодаря мелким трещинам красочного слоя (кракелюрам), которые их покрывают. В том числе благодаря кракелюрам мы можем лицезреть в настоящее время «Джоконду» Леонардо да Винчи или иконы Андрея Рублева.

Специалисты изучили процесс формирования мелких трещин на картинах, которые написаны не на холсте, а на деревянных панелях. В начале эпохи Возрождения картины на досках были широко распространены.

Ученые давно знают: кракелюры возникают из-за того, что нижний слой картин — грунт, состоящий из белил, крахмала, желатина и т. д., — расширяется и сжимается в процессе изменения температуры и влажности. (К сведению, грунт используется для того, чтобы не давать краске впитываться в древесину и придать однородность живописному полотну).

Долгое время искусствоведы, а также химики и физики считали, что возникновение дополнительных трещинок отрицательно сказывается на картине, ускоряя ее разрушение. Потому во многих музеях стремятся поддерживать постоянный уровень температуры (+21 °С) и влажности (45–55%).

Польские, американские и французские химики в совместном исследовании определили, что кракелюры не увеличивают, а уменьшают механическое напряжение внутри полотна, тем самым способствуя его сохранению от разрушения.

Химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) Лукаш Браташ рассказал, что напряжение внутри грунта возникает в пространстве между кракелюрами. Чем больше расстояние между ними, тем сильнее напряжение в красочном слое и тем легче формируются разломы внутри краски. Процесс протекает до тех пор, пока дистанция между соседними трещинами не снижается до такой отметки, что дополнительные кракелюры перестают формироваться.

Отметим, авторы работы считают, что если при реставрации заполнить кракелюры, например, лаком, то уязвимость полотна к воздействию окружающей среды может увеличиться. Они уверены, что именно сеть кракелюров позволяет красочному слою картины расширяться и сжиматься без отслоения краски, предотвращая повреждение произведения искусства.