logo
Новость
/ Москва

«Аутсайдеры войны»: Летов с Курылёвым представили новый альбом

Сергей Летов и Вадим Курылёв на презентации альбома War OutsidersСергей Летов и Вадим Курылёв на презентации альбома War Outsiders
Никита Устинов © ИА Красная Весна

Свой новый альбом War Outsiders («Аутсайдеры войны») в рамках проекта KillDozer представили известные музыканты Сергей Летов и Вадим Курылёв 8 сентября в клубе «Китайский лётчик Джао Да», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Перед самым началом концерта Курылёв пообещал слушателям погрузить их в атмосферу «постиндустриального нонконформистского фри-джаза». Нестандартные музыкальные размеры, медитативные ритмы, обилие гитарного «фидбэка» и витиеватые духовые импровизации никому не позволили усомниться, что погружение удалось.

На свежей пластинке Летов и Курылёв вновь записали чисто инструментальный материал, который и сыграли вживую. Оба музыканта показали себя мультиинструменталистами широкого профиля: Летов играючи переходил от саксофона к духовому MIDI-контроллеру, а Курылёв «разрывался» между барабаном, электрогитарой, бас-гитарой, синтезатором, флейтой и даже трубой.

Вадим Курылёв в амплуа трубачаВадим Курылёв в амплуа трубача
Никита Устинов © ИА Красная Весна

Стилистически музыка с нового альбома перекликается с такими жемчужинами утяжеленного фри-джаза, как диск Джона Зорна Naked City. Почти наверняка не обошлось и без явного влияния раннего Pink Floyd и минималистичных пассажей Лу Рида с его культового альбома Metal Machine Music.

Чувствуется также, что на творчестве проекта сказалось наследие краут-рока — экспериментального направления в немецкой рок-музыке начала 1970-х. С творчеством таких краут-рок-групп, как Faust и Neu!, «Аутсайдеров войны» роднит напряжение «инструментального конфликта»: Курылёв задает ритмический рисунок, на фоне которого летовский саксофон «дышит, где хочет».

На заднем плане — Сергей Летов импровизирует на саксофонеНа заднем плане — Сергей Летов импровизирует на саксофоне
Никита Устинов © ИА Красная Весна

Сыгранный материал хотя и был чисто инструментальным посланием, но это не помешало идеологически настроить слушателей против милитаризма. О подчеркнуто антивоенном пафосе альбома, помимо названия, напоминали пацифистские постеры под потолком зала.

Сергей Летов — брат Игоря (Егора) Летова, лидера культовой рок-группы «Гражданская оборона». В отличие от своего знаменитого родственника, который играл тяжелый пост-панк и лишь время от времени обращался к музыкальным экспериментам, Сергей изначально был верен джазовому и рок-авангарду. В конце 1980-х он даже разошелся с братом на почве стремления того к «широкой популярности». За прошедшие годы Сергей Летов поучаствовал в десятках музыкальных проектов, сотрудничая и с популярными рок-группами («Аквариум», «Алиса», «ДДТ»), и с джазменами-виртуозами, и с композиторами-новаторами.

Сергей ЛетовСергей Летов
Никита Устинов © ИА Красная Весна

Несмотря на кажущуюся элитарность и «адресованность немногим», творчество Летова заострено против буржуазного порядка, социальной несправедливости и оголтелого милитаризма. Апофеозом гражданской сознательности стал 2014 год, когда музыкант отказался ехать выступать на Украину в связи с «победой» там «реакционных сил». Поводом для бойкота стал также разгром украинского клуба, где вскоре должен был состояться концерт Летова, на следующий же день после переворота на Майдане.

Вадим Курылёв наиболее известен как гитарист рок-группы «ДДТ» с 1986 по 2002 годы, а также лидер проекта «Электрические партизаны» с 2004 года. Подобно Летову, он тоже не чужд левым воззрениям в их накаленном варианте. Так, в 1999 году музыкант записал доселе неизданный экспериментально-шумовой альбом «Боливия» о последнем походе Че Гевары. Творчество «Электрических партизан», судя по их манифесту, в еще большей степени проникнуто «баррикадным» пафосом, который местами приобретает анархистский оттенок.

Вадим КурылёвВадим Курылёв
Никита Устинов © ИА Красная Весна

Плотное сотрудничество Летова с Курылёвым началось в 2009 году и вылилось спустя два года в проект KillDozer. Сами музыканты определяют свой стиль как «экзистенциально-шумовой баррикадный джаз» и «антиглобалистский анархо-футуризм».