logo
  1. Экономическая война
  2. Разработки на Антарктиде
Новость, / Санкт-Петербург

В России разработан уникальный прицеп для доставки грузов в Антарктике

Гендиректор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей  Цыбуков и проректор СПбГПУ Алексей Боровков. 01.11.2018Гендиректор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков и проректор СПбГПУ Алексей Боровков. 01.11.2018
© Красная Весна

В начале ноября в Антарктику отправится образец прицепного устройства, разработанного для доставки груза массой до 60 тонн на расстояние до 1,5 тыс. км, сообщил генеральный директор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков 1 ноября в ходе пресс-тура, посвященного результатам работы по реализации проекта «Грузовые сани для Арктики и Антарктики».

Проект реализуют инжиниринговая команда Политех-Инжиниринг, Завод им. «Комсомольской правды» и Институт полимеров.

Сергей Цыбуков рассказал журналистам, что уникальное изделие для перевозки грузов в антарктических условиях создано с нуля за неполных четыре месяца. Цыбуков подчеркнул высокий профессионализм команды разработчиков, отметив, что 70% первоначального состава команды ушли из нее, однако оставшиеся люди — «что называется, на вес золота».

В настоящее время уже создан образец для испытаний в природных условиях. В разобранном виде он будет доставлен на научно-исследовательском судне «Академик Федоров» в Антарктику. Там изделие соберут и испытают в антарктических условиях. Затем на цифровом двойнике будут решаться выявленные проблемы. Через год планируется создание опытного образца «саней». Станция, для которой планируется доставлять грузы с помощью данного изделия, будет строиться в сезон 2020–2021 гг.

По словам главного специалиста Института Арктики и Антарктики Андрея Миракина, имеющего большой стаж работы в антарктических экспедициях, перед всем миром стоят проблемы с доставкой больших объемов груза в глубину Антарктиды, так как сезон работ короткий, а имеющаяся техника может нести только до 16–20 тонн груза, этой техники не хватает.

Нижняя часть прицепного устройства общей площадью 120 кв. м является скользящей платформой, состоящей из листов, выполненных из полимера. На ней установлены 8 пневмобаллонов.

Пневмобаллоны для антарктических грузовых саней. 01.11.2018Пневмобаллоны для антарктических грузовых саней. 01.11.2018
© Красная Весна

Сверху баллонов ставится металлическая рама, на которую монтируется поверхность для размещения груза.

Контрольная сборка металлической рамы антарктических грузовых саней перед сдачей образца изделия заказчику. 01.11.2018Контрольная сборка металлической рамы антарктических грузовых саней перед сдачей образца изделия заказчику. 01.11.2018
© Красная Весна

Элемент поверхности для размещения груза. 01.11.2018Элемент поверхности для размещения груза. 01.11.2018
© Красная Весна

Спроектированное изделие может нести 60 тонн груза. Тянуть сани будут два или три тягача.

Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель проектного офиса Фабрики Будущего в Петербурге Алексей Боровков подчеркнул, что команда разработчиков ответила на вызов, состоявший как в характере проблем (предстояло решить технологические задачи, которые раньше никогда не решались), так и в ограниченности временем.

Боровков пояснил, что решение имевшихся проблем стало возможным благодаря заделу, который был создан ранее в рамках Национальной Технологической Инициативы по направлению TechNet (передовые производственные технологии). Большую роль сыграл заложенный в 2016 году мегапроект Фабрики Будущего. В этот проект сейчас вовлечено около 50 высокотехнологичных предприятий, в том числе петербургских, которые системно работают над похожими задачами.

При разработке «саней» были применены так называемые технологии цифровых двойников, когда разрабатываются семейства математических моделей, на основе которых проектируется большое количество вариантов изделия, ранее никогда и нигде не проектировавшегося и имеющего характеристики заведомо лучше тех, что предлагаются мировыми лидерами. Создано множество виртуальных вариантов «саней», испытания данных вариантов также проходили виртуально (была смоделирована среда, в которой должно функционировать изделие — антарктический рельеф, грунт из снега и льда, торосы).

За сутки можно сделать сотни виртуальных испытаний поведения изделия в разной моделируемой обстановке (включая аварийные ситуации). Боровков отметил, что использованные технологии уже применялись при реализации проекта «Кортеж». «Это один из примеров уже формирующейся в Российской Федерации цифровой промышленности, когда очень быстро можно получить результат», — подчеркнул руководитель проектного офиса Фабрики Будущего.

Напомним, что в апреле сообщалось об утверждении плана по развитию Российской антарктической экспедиции, ее деятельности на 2018–2022 годы. Численность российской антарктической экспедиции без экипажей морских и воздушных судов на период 2018–2019 год составит 110 человек, а с 2021 года состав антарктической экспедиции будет увеличен до 125 человек.