Подведены итоги разрушения репертуара пермского оперного театра
Итоги культурной политики по ликвидации репертуара в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского были подведены в минувший четверг на регулярном аналитическом клубе движения «Суть времени», 25 ноября передает корреспондент ИА Красная Весна.
Аналитический клуб под названием «Голый король — 2. Новейшая история пермской оперы», стал продолжением нашумевшего клуба годичной давности. Докладчиком и ведущим клуба выступил известный обозреватель, журналист и театральный критик Антон Исаков, автор резонансного цикла статей о ситуации с пермским оперным театром. Прогнозы годичной давности разрушения репертуара театра, вследствие культурной политики ее художественного руководителя Теодора Курентзиса, в полной мере подтвердились. И с таким выводом согласились участники клуба: известные деятели культуры и искусства, заслуженные артисты и эксперты.
В минувшем сезоне из балетной труппы ушли в другие театры сразу трое ведущих артистов. Еще ряд ключевых артистов прекратили свои выступления, хотя это пока и не афишируется. При этом, как рассказали участники клуба, сами представители руководства театра рассказали, что причина ухода — отсутствие спектаклей в пермском театре, а следовательно — практики для артистов. При этом новички, которых недавно взяли в труппу, пока на голову ниже ушедших признанных мастеров. Это, в свою очередь, привело к невиданному доселе для Перми явлению — полупустым залам на балетах. Руководство театра пытается исправить ситуацию, например, были организованы гастроли балетной труппы Башкирского театра оперы и балеты. Но из-за неадекватной ценовой политики, залы на блестящие балеты остались незаполненными. Пока все принятые меры носят лишь косметический характер, констатировали эксперты.
Кризисная ситуация с пермской оперой также продолжает ухудшаться. Из репертуара пропали 8 спектаклей, за огромные деньги ставятся одноразовые проекты, которые после разового показа уже не исполняются. Ежегодный Дягилевский фестиваль превращен в личную пиар-площадку Теодора Курентзиса, а также трибуной пропаганды идей дегероизации (Опера «Жанна на костре»), дегуманизации и гностицизма.
Театр просто перестает заниматься театральной деятельностью, заключают участники клуба. Если в 2015 году главная сцена Пермского театра оперы и балета пустовала 198 дней в году, в 2016 — 200 дней, в 2017 — уже 224 дня. В результате театр перестает выполнять государственное задание, хотя и отчитывается о его выполнении. Если в 2017 году по государственному заданию театр должен был показать 70 опер, то в реальности спектаклей, отвечающих критериям госзадания (многонаселенная пьеса из двух и более актов), было всего 53, а отчитался театр о 104 показанных операх. При этом министерство культуры Пермского края, по видимому, покрывает такую форму отчетности. Так, на вопрос, почему в зачет театру идут показы, не подпадающие под описание в госзадание (одноактные оперы, концертные исполнения без костюмов и пр.), в пермском Минкульте ответили, что «Отнесение спектаклей к той или иной категории осуществляется в соответствии с наиболее близкими к этой категории характеристиками, например, полноценные многонаселенные оперы для детей (с оркестром, солистами оперы, хором) учитываются в графе „Опера. Большая форма (многонаселенная пьеса из двух и более актов)“, так как иных разделов для данных спектаклей не предусмотрено».
Для того, чтобы разобраться с нарушением госзадания было направлено обращение в прокуратуру, которым уже занимаются в пермском правительстве.
Как вызов общественности края участники клуба восприняли выдвижение Теодора Курентзиса на присвоение звания Почетный гражданин Пермского края. При всей деструктивности его роли в развитии пермского оперного театра, художественный руководитель пермского театра просто не бывает в Перми. До конца сезона он находится на гастролях, преимущественно за границей, где выступит 40 раз. И за это же время даст всего 2 концерта в Перми. Присвоение премии Курентзису в ущерб достойным гражданам, посвятившим всю свою жизнь Пермском краю, по мнению собравшихся, дискредитирует как саму премию, так и Законодательное собрание Пермского края, которое будет принимать решение о присуждении почетного звания.
Участники также высказали версии о причинах непотопляемости Теодора Курентзиса, «превратившего государственный театр в свою репетиционную и ресурсную площадку для выступлений за границей». Согласно одной из версий, губернатор Максим Решетников выполняет волю своего бывшего начальника, скандального экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова, проводившего в Перми постмодернистскую «пермскую культурную революцию» по европеизации культурного пространства с помощью постмодернизма. Именно он вместе с Маратом Гельманом пригласил в Пермь Теодора Курентзиса. Другие эксперты отмечают, что приход Решетникова в 2017 году был связан с приездом в Пермь представителей элиты либерального крыла России: Эльвиры Набиуллиной, Ярослава Кузьминова, Ксении Собчак, Романа Абрамовича и ряда других лиц. Они посетили оперный театр вместе с экспертами либеральной театральной премии «Золотая маска». Возможно, что именно с их помощью удалось сменить консервативного губернатора Басаргина на более либерального Максима Решетникова именно с целью создания площадки для Теодора Курентзиса. Аналитики обращают внимание на связь Теодора Курентзиса и Жерара Мортье, оперного администратора из Бельгии, главы оперных театров в Париже, Мадриде, директора Зальцбургского фестиваля (1990–2001гг.). Этот человек, несмотря на колоссальное сопротивление в Европе, трансформировал классический музыкальный театр в остроактуальное, политическое, режиссерское, условное искусство. «Превыше всего оперный театр интересует меня как политическая форма искусства», — заявлял выпускник иезуитской школы Мортье. «Мортье последовательно создавал образ современной ему Европы — просвещенной, либеральной, мультикультурной и толерантной», — писали о нем после его смерти в 2014 году. Теодор Курентзис вошел в круг деятелей культуры, работавших с Мортье и ставших его сторонниками. Вероятно, российские элиты, продвигающие Курентзиса, хотели бы использовать его как канал элитной коммуникации с могущественными политиками Европы либерального толка, которые в свое время обеспечили Мортье возможность разгромить классический и даже аристократический европейский музыкальный мир.