В Киргизии органы соцзащиты предлагают бедным семьям «продавать» детей

Изображение: Комбакова Юлия © ИА Красная Весна
Ювенальная юстиция
Ювенальная юстиция

Органы опеки лишили жительницу Киргизии родительских прав за бедность и забрали детей на усыновление, 28 января сообщает Kaktus.media.

Журналисты издания в Киргизии провели расследование, которое выявило возможные факты коррупции при оформлении дела о лишении родительских прав и передаче детей на усыновление в состоятельные семьи.

Жительница республики Ыкбал Кожогельдиева рассказала, что ее муж Жениш Шамурзаев в 2014 году уехал на заработки в Россию, сама же она с четырьмя детьми и внучкой осталась в Бишкеке. Женщина и ее старшая дочь (мать внучки) из-за острой финансовой необходимости искали работу, а жили в реабилитационном центре.

Работники органов соцзащиты предложили временно передать младшую дочь и внучку (возраст обеих был в то время полтора года) в другой реабилитационный центр. Кожогельдиева обратилась с письменной просьбой принять на временное проживание всех четырех несовершеннолетних детей, однако ей отказали и взяли лишь двух младших девочек.

Журналисты узнали, что начальник управления соцзащиты Ленинского района Бишкека Элмира Аширбаева первое время заверяла Кожогельдиеву в том, что с девочками всё в порядке и она может спокойно работать. Женщина устроилась на работу убощицей и посудомойкой, но находила время на регулярные встречи с девочками.

В ноябре 2014 года женщине резко в ультимативной форме заявили в центре, что она должна либо срочно забрать детей, либо написать заявление об отказе от детей. В декабре 2015 года, по словам женщины, Аширбаева предложила ей деньги за то, что детей отдадут в «хорошие семьи». Кожогельдиева категорически отказалась.

В 2016 году решением суда Кожогельдиева была лишена родительских прав на младшую дочь, на итоговое заседание суда ее даже не пригласили повесткой. На том же заседании суд лишил дочь Кожогельдиевой прав на ее ребенка.

Издание пишет: «Не слишком разбираясь в своих правах, Ыкбал приняла всё как свершившийся факт, плакала и ждала мужа». В 2017 году муж Женишбек Шамурзаев вернулся в Киргизию и стал предпринимать попытки вернуть детей в семью.

Выяснилось, что обе девочки удочерены. Одна из них попала в семью в Иссык-Кульскую область. Глава нового семьи сообщил, что при оформлении документов на удочерение ему сказали, что мать девочки алкоголичка, а отца нет вовсе.

Вторая девочка, Малика (внучка Кожогельдиевой), в 2016 году была отдана на удочерение в США. По другим сведениям, Малику удочерила богатая семья выходца из Киргизии, ныне живущая в Казахстане.

Адвокаты, которые занялись делом пострадавшей семьи, находят многочисленные нарушения в ходе процесса. Они заявляют, что многие граждане Киргизии не знают своих прав, из-за этого у них неправомерно забирают детей.

По словам правозащитницы Назгуль Турдубековой, в данном ситуации чиновники грубо нарушили право детей на проживание в родной семье. Они не старались помочь семье в сложной жизненной ситуации. Турдубекова подчеркнула, что бедность не может быть причиной для изъятия детей из семьи. В Киргизии почти 40% населения живет в бедности.

Юрист организации «Лига защитников прав ребенка» усмотрел коррупционную составляющую в действиях работников опеки, так как чиновники, хотя и ссылались на неблагоприятные условия проживания детей, однако изъяли только младших девочек, а остальных несовершеннолетних детей оставили.