Средства из резервного фонда расходуются неэффективно — Счетная палата РФ
Увеличение финансирования госпрограмм за счет средств из резервного фонда правительства России не всегда способствует достижению запланированных показателей, следует из результатов Анализа системы принятия решений о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда за первое полугодие 2020 года, проведенного Счетной палатой и опубликованного 11 ноября на сайте органа внешнего государственного аудита РФ.
Отмечается увеличение объемов ассигнований из резервного фонда на финансирование госпрограмм и федеральных целевых программ. Если в 2018–2019 годах из резервного фонда правительства на эти программы было направлено 359,3 млрд руб., то в первом полугодии 2020 года — 1,35 трлн руб. Рост объема ассигнований стал следствием роста объемов резервного фонда за счет изменений в законодательстве и появления дополнительных источников его формирования.
В 2018–2019 годах резервный фонд правительства пополнялся в основном за счет выделенных на госпрограммы, но не использованных средств бюджета. В 2020 году к этому добавились доходы от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России», перераспределение бюджетных ассигнований в связи с COVID-19 и доходы от заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова). Всего в первом полугодии 2020 года в резервный фонд зачислено 2 140 973,3 млн руб.
Аудиторы отмечают, что в большинстве случаев при направлении средств на обеспечение госпрограмм не проводится актуализация их ресурсного обеспечения и показателей. «Это ведет к нарушению взаимосвязи затраченных ресурсов и полученных результатов, может искажать реальную оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти и используемых ими бюджетных ассигнований при реализации госпрограмм», — сообщил на Коллегии аудитор Данил Шилков, пояснив, что есть случаи, когда увеличение ресурсного обеспечения мероприятий в несколько раз не приводило к достижению целевых показателей.
Счетная палата обнаружила также несоответствие в целях, на которые идут средства резервного фонда. Чаще всего эти цели либо не соответствуют целям и задачам госпрограмм, на которые направляются средства, либо вообще отсутствуют в этих госпрограммах. По словам Шилкова, такая практика затрудняет достижение программных показателей и не дает возможности в полной мере оценить эффект от предоставленных средств.
Пояснительные записки о решении выделить бюджетные ассигнования не всегда содержат сведения, как эти средства повлияют на достижение целей госпрограммы. Несмотря на то, что с 2020 года указывать эти данные стало обязательным, в первом полугодии они отсутствовали в 62% пояснительных записок.
Было выявлено также процессуальное нарушение. Проекты решений о выделении средств из резервного фонда иногда вносились не по поручению председателя правительства, а на основании решений его заместителя. Между тем, с 2020 года заместители председателя правительства имеют право вносить только решения о выделении средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Напомним, в октябре сообщалось, что резервный фонд правительства РФ будет увеличен на 2,49 млрд руб. в связи с зачислением в бюджет средств, полученных от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ.