Рушди недооценил опасность 33-летней давности? — Telegraph
Рушди любил шутить, что фетва, предписывающая его казнь, была его «несмешной валентинкой» — имея в виду старую песню, — и сказал, что в последние годы он стал рассматривать ее ежегодное продление как «скорее риторику, чем реальную практику», 12 августа пишет The Telegraph.
Каждый год 14 февраля сэр Салман Рушди получает напоминание из Ирана о том, что он всё еще живет по смертному приговору, впервые вынесенному аятоллой Хомейни в этот день в 1989 году.
Если окажется, что нападение на него в штате Нью-Йорк было вызвано указом 33-летней давности, это будет доказательством того, что лауреат Букеровской премии недооценил опасность, в которой он всё еще находился, подкрепленную многомиллионной наградой за его голову.
75-летний Рушди, родившийся в Индии за несколько недель до ее раздела, уже был признанным критиками писателем к тому времени, когда он опубликовал свою четвертую книгу «Сатанинские стихи» в 1988 году. Он был совершенно не готов к тому, что должно было произойти.
Тринадцать исламских стран и стран с большими мусульманскими общинами, включая Иран, Индию и Пакистан, быстро запретили книгу. 14 февраля 1989 года Хомейни, тогдашний верховный лидер Ирана, провозгласил фетву против автора по Тегеранскому радио, назвав роман «кощунственным по отношению к исламу». За его убийство была предложена награда, которая в конечном итоге превысила 5 миллионов фунтов стерлингов.
Сэр Салман немедленно скрылся под защитой полиции, сначала ища убежища на чердаке своего адвоката Джеффри Робертсона в Лондоне. В следующем месяце правительство Маргарет Тэтчер поддержало его, разорвав дипломатические отношения с Ираном.
Книжные магазины, торгующие «Сатанинскими стихами», подверглись обстрелу в нескольких странах. В Болтоне и Брэдфорде происходили митинги с сжиганием книг и массовые беспорядки. В Мумбаи, где родился сэр Салман, 12 человек погибли в результате беспорядков, а еще шесть человек погибли в Пакистане.
Японский переводчик книги был зарезан возле своего офиса, итальянский переводчик пережил ножевое ранение в своей квартире в Милане, а норвежский издатель получил три выстрела в спину и был оставлен умирать возле своего дома в Осло.
Первое известное покушение на жизнь Рушди произошло в августе 1989 года, когда террорист был убит, когда он взорвал бомбу в отеле в Паддингтоне, штат Вашингтон. Ливанская экстремистская группировка «Организация моджахедов ислама» заявила, что террорист погиб, готовясь к нападению «на отступника Рушди».
Он не появлялся на публике до 1991 года, когда он неожиданно появился в Колумбийском университете в Нью-Йорке, в котором сказал, что «свобода слова — это сама жизнь».
В 1998 году Тони Блэр восстановил дипломатические отношения с Ираном при условии, что он смягчит свою позицию, заявив, что он «не будет ни поддерживать, ни препятствовать операциям по убийству» автора.
Примерно в то же время Рушди перестал прятаться, но продолжал каждый день оглядываться через плечо.
«Я глупо оптимистичен», — сказал он в интервью в 2021 году. «Я думаю, что это действительно помогло мне пережить те плохие годы, потому что я верил, что будет счастливый конец, хотя очень немногие люди верили в это», —заявлял Рушди.