Минюст представил способ не ходить в суды
Законопроект, расширяющий возможности использования информационных технологий в судопроизводстве путем удаленного участия в судебном заседании, подачи в суд электронных документов, а также извещения участников судебного процесса, разработало Министерство юстиции РФ. Текст документа размещен 19 октября для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных актов.
Документ разрабатывался во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями. Минюст РФ заявляет, что работа проделана во исполнение Плана мероприятий по выполнению госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части, касающейся «Нормативного регулирования».
Законопроект прописывает возможность подачи документов в суд через личный кабинет участника судебного процесса на Едином портале государственных и муниципальный услуг, а также через систему межведомственного электронного документооборота.
При отсутствии заявленного возражения участника судебного процесса, суд сможет использовать для его извещения Единый портал государственных и муниципальный услуг, систему межведомственного электронного документооборота, а также информационную систему федеральной почтовой связи.
Для удаленного участия в судебном заседании предусмотрена возможность организации видеоконференцсвязи судебного заседания. Кроме того, Минюст предлагает разрешить участникам процесса использование системы веб-конференции при помощи личных средств коммуникации (компьютер, смартфон, планшет) в качестве альтернативы личного участия в судебном заседании.
При этом установление личности участника процесса судья будет вести по документам, удостоверяющим личность гражданина с использованием единой системы идентификации и аутентификации или единой биометрической системы. Особо оговаривается, что при появлении у суда сомнений в правильности идентификации участника процесса заседание по делу будет отложено.
Авторы законопроекта полагают, что для реализации прописанных возможностей вполне достаточно стандартного программного обеспечения и оборудования.
Отдельно проговаривается сохранение возможности подачи бумажных документов и личного очного участия в заседаниях.
Авторы рассчитывают таким способом повысить доступность правосудия и снизить судебные издержки.
Судебное разбирательство — сложный процесс, венчающий работу правоохранительной системы. Будучи во многом строго регламентирован, этот процесс подразумевал равные права сторон и возможность сторонам лично изложить суду свои аргументы. Судебное разбирательство может длиться долго, его исход не предопределен.
Данное обстоятельство осложняет получение огромного числа судебных решений, профанирует практическую деятельность правового государства.
В Советском Союзе огромное число конфликтов разбиралось во внесудебном порядке различными инстанциями (трудовой коллектив, профком, партком, советы различных уровней и т. п.) и это обеспечивало признание существующего порядка вещей легитимным, справедливым и позволяло правопорядок обеспечивать незначительным количеством профессиональных правоохранителей.
С валом разбираемых дел может справиться в правовом государстве мощная и многолюдная система правопорядка. Может с нею справиться и гораздо менее многолюдная система, которая получит возможность не тратить времени, сил и иных ресурсов на процессуальные формальности, например, получив возможность рассматривать ряд дел в заочном порядке, без личного участия какой-либо стороны и, соответственно, без предоставления аргументации. В этом случае формально все получается по закону. А рост недовольства в обществе затруднением доступа к справедливости — признак неформализуемый. Чиновников, отвечающих за наличие в обществе справедливости и, соответственно, могущих пострадать за снижение ее уровня нет. Соответственно, «на „нет“ и суда нет».
Внедрение данного законопроекта понизит доступ к системе права для большинства населения страны, не привыкшего регулярно просматривать портал госуслуг на предмет выяснения отсутствия судебных претензий к собственной персоне.