1. Классическая война
  2. Российская армия
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян: солдат, с бородой или без нее, должен мыться и стричься

Николай Пимоненко. Солдаты на привале
Николай Пимоненко. Солдаты на привале

Солдат может быть с бородой или без нее — самое главное, чтобы солдат соблюдал опрятность, которая абсолютно необходима в коллективной жизни, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в передаче «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда», вышедшей 27 января на YouTube-канале издания.

Политолог откликнулся на дискуссию, развернувшуюся в обществе после сообщений военкоров о том, что в районе СВО командиры стали требовать от военнослужащих сбривать бороды и ходить в военной форме. Обозначая свою позицию, эксперт сослался на богатый опыт участия в горячих точках: в Приднестровье, Таджикистане, Донбассе.

«Нет ничего отвратительнее небритого, нечесанного ополченца в тренировочных штанах, кроссовках и с АКМ. Вот таджикская ситуация была, 1992-го года. И когда ты это видишь, много видишь, то ты начинаешь тосковать по хорошо заправленным койкам, по форме, по всему остальному», — заявил Кургинян.

Разумеется, нельзя доходить до крайностей, до «безумия» в деле следования предписаниям Устава, пояснил он. «Пусть носят, если хотят, бороду, но пусть стригутся, моются», — сказал он.

Свою точку зрения аналитик проиллюстрировал примером из жизни Александровской коммуны движения «Суть времени»: «У меня в коммуне самое жесткое подразделение — эстетического контроля. Потому что понятно, что когда люди живут вместе, и в этом месте зарождается хотя бы чуть-чуть вот этой неопрятности —это сокрушительно».

Кургинян напомнил, что в далекие времена парусного флота офицеры, уходя в дальнее плавание, проверяли чистоту судна носовым платком и нещадно били матросов за нерадивость. Причина такого отношения к чистоте состояла в том, что на кораблях не было холодильников, воду и солонину надо было обезопасить от инфекции. В противном случае корабль мог не доплыть до «Мыса Доброй Надежды», превратившись в корабль-призрак.

«Поэтому инстинкт выживания состоит в том, что если у тебя [полевые] условия, повышенная инфекционность, то ты должен блюсти некоторые параметры, разумно убеждая в этом людей, без омерзительного высокомерия, что это в их интересах. Воду надо оставлять, чтобы мыть ноги, их нельзя не мыть в окопах долго», — заключил лидер движения «Суть времени».