1. Политическая война
  2. США в Средней Азии
Ольга Валиева / ИА Красная Весна /
С США Узбекистан развивает «стратегическое партнерство», с Россией — «стратегическое привилегированное»

Чем кончится многовекторная политика Узбекистана?

Гангс Гейблин. Послы (фрагмент). 1553
Гангс Гейблин. Послы (фрагмент). 1553
Гангс Гейблин. Послы (фрагмент). 1553

14 декабря в Ташкенте прошло инаугурационное заседание Диалога стратегического партнерства Узбекистана и США под руководством главы МИД Узбекистана Абдулазиза Камилова и помощника Государственного секретаря США в Бюро по Южной и Центральной Азии Дональда Лу. По итогам заседания стороны, как водится, сделали совместное заявление. Его стоит рассмотреть поподробнее.

Повышенный интерес США к республике понятен: только у Узбекистана есть равнинный выход на территорию Афганистана и нет препятствий для дронов и другой военной техники.

США вновь подтвердили свою поддержку «независимости, суверенитету и территориальной целостности Узбекистана». И в 30-ю годовщину Беловежских соглашений США не могут не радоваться распаду Советского Союза. Насколько этому «суверенитету» и «независимости» радуется население Узбекистана — это другой вопрос.

Читайте также: Глава МИД Узбекистана провел встречу с помощником госсекретаря США

Лу заявил, что США поддерживают проводимые в республике реформы, не забыв указать, что Америка оказывает помощь в их проведении и эту помощь даже увеличивает. Речь идет о реформах в сфере прав человека и свободы СМИ. Иными словами, в республике еще активнее будет взращиваться прозападная оппозиция. Но не только. США будут заниматься и сверхважной и сверхприбыльной отраслью — фармакологией. Буквально накануне инаугурационного заседания Агентство США по международному развитию (USAID) создало «Клуб качества», который будет «вести диалог» между Агентством по развитию фармацевтической промышленности Узбекистана и местными фармацевтическими производителями лекарственных средств.

Разумеется, США поддерживают вступление Узбекистана в ВТО. Утверждается, что вступление в ВТО повысит доверие к Узбекистану. О том, что при вхождении в ВТО резко возрастет импорт, что приведет к сокращению внутреннего производства, умалчивается.

«Стороны подчеркнули важность укрепления сотрудничества в области безопасности путем углубления связей между оборонными ведомствами, правоохранительными органами, пограничными и таможенными структурами», — сообщается в заявлении.

США, получив официальный отказ в размещении военных баз на территории среднеазиатских республик, всеми способами проталкивают идею о необходимости присутствия американских военных на территории Центральной Азии, например, ради безопасности.

Стороны сделали дежурные заявления о борьбе с пандемией коронавируса. Камилов поблагодарил США за предоставление более 6 млн доз вакцин против COVID-19 в рамках глобальной программы COVAX. США подчеркнули свою поддержку усилиям Узбекистана по борьбе с пандемией.

Не обошли сторону и другую, важную для США тему — тему обязательств Узбекистана по сокращению национальных выбросов парниковых газов в соответствии с целью поддержания атмосферной температуры на уровне 1,5 градуса Цельсия. Америка вынуждает Узбекистан переходить на «зеленную энергетику» и устанавливать ветряные электростанции, которые в Узбекистане не выгодны.

Узбекистан и США также подтвердили значимость резолюции Генассамблеи ООН, принятой в мае 2021 года, об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Этого и добивался Узбекистан, рассчитывая на вливание инвестиций в Приаралье.

На переговорах было решено осуществлять академические и исследовательские обмены специалистами, а также проводить профессиональное обучение английскому языку и STEM-дисциплин (наука, технология, инженерия и математика). Так проще экспортировать «мозги» из Узбекистана в Америку.

«Узбекская сторона подчеркнула важность сотрудничества в области сохранения культурного наследия и выразила интерес к заключению соглашения об охране культурных ценностей с США», — сообщается в заявлении.

Узбекистан очень хочет развивать сферу туризма и рассчитывает на открытие туристического потока из США. Для этого нужно признание культурных ценностей страны, именно они должны привлекать туристов в страну. Впрочем, власти Узбекистана хотят развивать все виды туризма: промышленный, религиозный, этнический, культурный, медицинский, оздоровительный и т. д.

«Делегации выразили заинтересованность в дальнейшем расширении сотрудничества в поощрении уважения свободы религии или вероисповедания, борьбе с торговлей людьми, поощрении уважения прав женщин и поддержке независимых средств массовой информации и гражданского общества», — написано в заявлении.

Для повышения мирового рейтинга, который, как считается, поможет увеличить количество инвестиций в экономику республики, Узбекистан активно старается доказать соблюдение демократических прав и свобод женщин и СМИ. Женщин стали чаще ставить на руководящие должности, а местные СМИ работают на жестком, но длинном поводке.

Изображение: (cc) Жахонгир Тохиров
Танзила Нарбаева
Танзила Нарбаева
НарбаеваТанзила

Так, спикером парламента Узбекистана является женщина, чего никогда раньше нельзя было и представить. Даже СМИ нет-нет да и чуть-чуть покритикуют власть, но всё в строгих рамках — ни слова лишнего.

«США признали продолжающийся прогресс Узбекистана в борьбе с принудительным трудом и искоренении пыток, подтвердили свою поддержку дальнейшей институционализации реформ, а также подчеркнули потенциал взаимовыгодного сотрудничества в этих направлениях по линии USAID и других программ», — говорится в совместном заявлении.

Искоренение детского труда при сборе хлопка и постоянное афиширование этого факта позволило Узбекистану дороже продавать свое сырье. США исключили узбекский хлопок из перечня продукции, производимой с использованием принудительного или подневольного детского труда.

Стороны заявили, что и дальше будут оказывать афганскому народу гуманитарную помощь. США поблагодарили за поддержку поставщиков гуманитарной помощи в Афганистан и одобрили создание логистического центра под началом ООН в городе Термезе на границе с Афганистаном.

При этом Узбекистан жестко придерживается правила не допускать на свою территорию беженцев, особенно из Афганистана. Для этого Ташкент создает транзитные коридоры для вывоза беженцев, в основном самолетами. Даже афганских военных, бежавших от талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и размещавшихся в специальном лагере под городом Термез, власти Узбекистана попросили США забрать, чтобы не ссориться с новой властью в Афганистане. А вот оказывать гуманитарную помощь в виде транзита через свою территорию — это пожалуйста.

«Стороны выступили за дальнейшую активизацию регионального взаимодействия в рамках формата C5+1, а также Рамочного соглашения по торговле и инвестициям (TIFA)», — написано в совместном заявлении.

Определив ряд направлений, Узбекистан и США решили продолжать сотрудничество на экспертном уровне, определив график основных совместных мероприятий на следующий год. США и Узбекистан решили закрепить отношения празднованием 30-летия установления дипломатических отношений. 30 лет назад Узбекистан вышел из состава Советского Союза и США сразу же начали выстраивать отношения с республикой.

В 2001 году США договорились с новой властью о расположении на территории республики военной авиабазы Карши-Ханабад. Убрать американскую авиабазу удалось только в 2005 году после майских событий в Андижане, из которых торчали уши США. «Американское посольство спонсировало андижанский мятеж», — такова официальная версия узбекских властей.

Следующее заседание Диалога Абдулазиз Камилов и Дональд Лу проведут в Вашингтоне, уже в 2022 году.

Глава узбекского МИД провел переговоры с замглавой МИД Андреем Руденко и российскими послами в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. С США у Узбекистана «стратегическое партнерство», с Россией — «стратегическое привилегированное партнерство».

За счет «политики многовекторности» можно жить долгие годы. Однако отношения между Россией и США обострились в последнее время настолько, что проводить ее стало всё сложнее и сложнее, а затем и вовсе окажется невозможным. И тогда Узбекистану придется делать выбор.