Кому нужна вакцинация детей от COVID-19? Началась международная гонка
По всему миру скоро может начаться вакцинации детей от коронавирусной инфекции. При этом споры о ее целесообразности не утихают.
Попробуем разобраться, как идут исследования. Что думает научное сообщество и общественность? Оправдана ли эта вакцинация и кому наиболее выгодна?
Прогнозы фармацевтических компаний
Сначала обратимся к информации от компаний, занимающихся производством самих вакцин.
Вакцины американской компании Pfizer и немецкой BioNTech уже показали стопроцентную эффективность в исследовании с участием 2260 детей и подростков в возрасте от 12 до 15 лет. По результатам исследования не было зарегистрировано ни одного случая заболевания COVID-19 среди 1131 вакцинированного участника исследования.
Читайте также по теме: Pfizer подала запрос на разрешение вакцинации подростков от COVID-19
Фармацевтическая компания Moderna объявляла, что набор добровольцев в ее исследование с участием лиц в возрасте от 12 до 18 лет был завершен еще в конце февраля 2021 года, а результаты исследования будут опубликованы через несколько недель. Уже начались испытания вакцины от коронавируса mRNA-1273 на детях в возрасте от 6 месяцев до 12 лет.
Компания по производству медицинского оборудования Johnson & Johnson объявляла, что начала испытания своей вакцины среди детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет в начале апреля.
Директор НИЦ имени Гамалеи Александр Гинцбург в эфире телеканала «Россия 1» заявлял, что исследование вакцины «Спутник V» на детях могут начать в июне.
Таким образом, процесс подготовки к вакцинации детей идет полным ходом. В него уже вложены средства и получены некоторые результаты.
Согласно прогнозам Pfizer, вакцина для взрослого населения принесет в этом году $15 млрд выручки. То есть компании-производители получают огромную выгоду с продажи вакцин, а исследования по вакцинации детей могут стать очень выгодным предприятием.
Что думает общественность?
Исходя из справки Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по отличиям COVID-19 от гриппа, дети редко болеют коронавирусной инфекцией. Глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вероника Скворцова заявляла, что дети чаще переносят заражение коронавирусом без осложнений. По данным Роспотребнадзора, примерно 8–10% заболеваемости коронавирусом приходится на детей.
Отсутствие детей в группе для получения вакцины против коронавирусной инфекции не помешает появлению коллективного иммунитета. Об этом заявляла иммунолог, заведующая отделением университетской клиники иерусалимской больницы Хадасса Эйн-Керем, профессор Полина Степенская. По ее подсчетам, для формирования коллективного иммунитета против коронавируса достаточно, чтобы от 43 до 75% популяции переболели инфекцией или были привиты.
Говоря о коллективном иммунитете, глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус заявлял: «Концепция коллективного иммунитета, согласно которой распространение болезни в популяции прекращается при достаточно большой доле населения, имеющей иммунитет, основана на массовой вакцинации, а не на свободной циркуляции вируса среди людей».
Данное высказывание более чем антинаучно, исходя из слов главы ВОЗ, человечество должно было уже давно вымереть, ведь первая вакцина была создана в 1796 г. против возбудителя натуральной оспы.
Вирусолог, профессор МГУ, доктор биологических наук Алексей Аграновский в разговоре с РБК заявлял, что болезнь начинает хуже распространяться при иммунизации 40% населения страны.
«Детей мы пока не прививаем, нужды для массовой иммунизации детей нет», — заявляла на заседании комитета Госдумы по охране здоровья глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Читайте также по теме: Скворцова: дети чаще переносят заражение коронавирусом без осложнений
В памятке о вакцинации против COVID-19 Минздрава РФ возраст младше 18 лет является противопоказанием к вакцинации от коронавируса.
Научная база
В итоге целесообразность вакцинации детей от COVID-19 остается предметом дискуссий, но уже существует обширная доказательная база, отражающая особенности взаимоотношений детей и COVID-19.
По результатам метаанализа от 6 августа 2020 года, включившего 48 исследований с 5829 педиатрическими пациентами, ни один включенный в исследование ребенок не умер от коронавирусной инфекции. К тому же бессимптомно инфекция в среднем протекала у 20% пациентов, в 33% случаев — в легкой форме, а 51% детей перенесли коронавирусную инфекцию средней степени тяжести. Беспокойство исследователей вызвали только 14% популяции детей до года, которые тяжело перенесли инфекцию.
Ученые из Ирана пытались выяснить причины иной реакции организма ребенка на коронавирус. В своем исследовании от 25 сентября 2020 года, после анализа 81 статьи исследователи заключили, что дети переносят коронавирус легче взрослых из-за различной экспрессии рецепторов ангиотензин-превращающего фермента и ренин-ангиотензиновой системы (на которые направлен новый коронавирус), более низкого уровня провоспалительных (вызывающий как таковое воспаление после воздействия чужеродной частицы) белков и менее выраженного иммунного ответа в целом. То есть у детей нет такой гиперреактивности (неадекватно интенсивного ответа), как у взрослых.
Группа исследователей из Индии пришла к похожим результатам еще 14 марта 2020, назвав группой риска детей только до одного года. К уже названным отличиям детского организма от взрослого был добавлен факт небольшого количества сопутствующих патологий у детей. Они также предположили, что сильный и тренированный (вакцинами и частыми новыми вирусными инфекциями) иммунитет ребенка адекватно реагирует на чужеродный агент еще в месте его проникновения. Взрослые же демонстрируют подавленный адаптивный (приобретенный) иммунитет и дисфункциональный сверхактивный врожденный иммунный ответ.
Шведский ученый Йонас Ф. Людвигссон 14 апреля 2020 года в своем обзоре данной проблемы привел данные 45 статей и заключил, что до сих пор на детей приходилось 1–5% диагностированных случаев COVID-19, у них часто было более легкое заболевание, чем у взрослых, и смертельные случаи были чрезвычайно редкими.
Проводя аналогию с приведенным метаанализом, можно сделать предположение, что дети до года переносят инфекцию тяжелее из-за сохранившихся иммунных факторов, полученных от матери.
В обзорной статье турецких ученых от 21 апреля 2020 года приводились данные, говорящие, что примерно у 90% педиатрических пациентов коронавирусная инфекция протекала не тяжелее средней степени. Однако около 6,7% случаев казались тяжелыми, обычно в такой форме болели дети до года и уже имевшие какие-либо сопутствующие заболевания.
Рассматривая вопросы мультисистемного воспалительного синдрома (MIS-C), ученые из Индии утверждали, что смертность, связанная с COVID-19, намного ниже у детей по сравнению со взрослыми (<0,1% против 5-15%).
Значит заявления общественников по поводу вакцинации детей от COVID-19 имеют научные основания. Выводом может служить тот факт, что дети хоть и вовлечены в эпидемиологический процесс, но не являются основной жертвой этого процесса.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Если возможно остановить распространение вируса в популяции, вакцинировав взрослое население, а детское само способно относительно безопасно приобрести иммунитет, то зачем вообще вакцинировать детей от COVID-19? Риторический вопрос.
Ведь детей планово не вакцинируют от всех остальных ОРВИ, только по эпидемиологическим показаниям и с согласия родителей. А ведь COVID-19 может стать исключением.
В Чехии уже приняли обязательную вакцинацию детей, но пока не от COVID-19, а от прочих девяти инфекционных заболеваний. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал обязательную вакцинацию детей в Чехии не нарушающей право на уважение частной жизни.
Но тогда почему бы не разрешить трехкратную ежегодную прививку против коронавируса? А ведь позиция родителей чешских детей, обратившихся в ЕСПЧ, понятна, учитывая скандалы с участием вакцин от полиомиелита от компании Билла Гейтса, а также вакцин от кори на Украине. Прибавим к этому коронавирусную истерию и непрекращающиеся сообщения о побочных эффектах вакцин от коронавируса.
Таким образом, позиция за скорую плановую вакцинацию детского населения от COVID-19 представляется крайне спорной. «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Может быть, и отрезать не придется.
(теги пока скрыты для внешних читателей)