Советский Союз — первое государство ради человека

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Рабочий и колхозница
Рабочий и колхозница

Инновационность Советского проекта в том, что научно-технический прогресс и другие достижения осуществлялись ради рядового человека, а не за счет него, заявил заместитель директора ИРИ РАН по научной работе Сергей Журавлев 12 декабря в эфире программы «Что делать?» на канале «Культура».

«Мне-то кажется, что мы еще не сказали самого главного, что отличало этот период. Самое важное заключается в том, что и новые технологии, и техника, и политические структуры, все это было не само по себе, а все это было ради человека», — подчеркнул он.

По его словам, Революция 1917 года раскрепостила человека. Рядового, маленького человека. И большевики, когда пришли к власти, они, конечно, поставили главной своей задачей «перевернуть всю пирамиду». То есть создать общество, в котором все достижения науки служат раскрепощению человека.

«Потому что, в конце концов, всё это — и технологии, и техника, и всё остальное — это ради того, чтобы благополучно люди жили. Вот никогда еще государство, ни одно государство, не ставило перед собой задачу поставить во главу угла „маленького“ человека. Чтобы ему было хорошо», — подытожил он.

Напомним, что в студии программы Виталия Третьякова «Что делать?» эксперты обсуждали, как был организован инновационный прорыв в СССР.

Комментарий редакции

Еще не так давно позитивное обсуждение темы СССР было полностью табуировано. Затем обсуждать стало возможно, но уровень этого обсуждения должен был оставаться неопасным для возникшего в нашей стране антисоветского консенсуса элит. Хочешь любить СССР — пожалуйста, люби рисованную куклу, в которой всё ненастоящее, ностальгируй, смотри советские фильмы, ходи на митинги коммунистических маргинальных партий.

Высказывание Журавлева интересно тем, что вопреки всеобщей тенденции к упрощению любых серьезных разговоров, он поднимает темы, имеющие вневременной характер. Если СССР — действительно, первое и единственное государство в мире, построенное ради человека, то этот опыт нельзя выбросить на помойку под предлогом борьбы со сталинизмом и репрессиями.

Большевики действительно воплотили иной, но отвечающий на глобальные вызовы человечеству подход. Содержание того, что они делали, те идеи, которые ими двигали, необходимо пристально изучать и адаптировать к вызовам современности. Если, конечно, мы хотим иметь будущее, которое тоже бы было построено ради человека. Взгляд же в будущее потребительского общества, построенного сегодня в России, вряд ли можно назвать оптимистичным.