Популярный психолог объяснил смысл «дистанционки»
Отсутствие классного коллектива является основным плюсом внедрения дистанционного образования, заявил психолог, автор популярных книг по психологии для родителей и учителей Владимир Леви 29 августа в эфире «Радио России».
Леви считает, что пандемия коронавирусной инфекции ускорила процесс переформатирования образования: «Через коронавирус, к нам ворвалось, можно сказать, будущее нынешней эпохи образования, потому что она давно уже, и без коронавируса, подошла к своему очень значительному кризису». По его мнению, школьное образование себя изжило.
Писатель сообщил, что в школе ему было скучно и полученные там знания ему не пригодились. «Нет, конечно, что-то пригодилось, и были даже хорошие учителя (мало их было, но они были), и были хорошие школьные товарищи (мало их было, но они были) — многому можно быть благодарным, но то, что хочется оставить позади и забыть, — этого еще больше», — уточнил он.
Психолог уверен, что в школе не может быть коллектива: «Это химерическое понятие — классный коллектив». Более того, он настаивает, что должна быть пересмотрена роль класса в социализации ребенка, а именно то, что «потеря большого школьного класса — это потеря для воспитания и усвоения каких-то знаний, развития школьника. Это ходячее представление, которое должно быть если не отвергнуто, то пересмотрено». По его мнению, то, что сейчас понимается как коллектив — очень искусственное образование.
Настоящий коллектив вполне может быть создан и в онлайн, настаивает Леви. Коллектив должен быть небольшим, из двух-трех человек, которые всегда найдут как им договориться, даже онлайн. «Это просто новая реальность, которая пришла. Она не заменяет, не подменяет очную, если мы сами этого не хотим», — объясняет он. В его представлении «каждый должен идти по своему жизненному коридору, по уровню своих способностей, своего характера, своих склонностей».
Леви предлагает идти по пути наименьшего сопротивления — если нет возможности социализировать ребенка не в больном, а в нормальном обществе, то нужно уходить в малые группки. Однако коллектив, в отличие от малых групп, способен решать грандиозные задачи за счет того, что в нем способности каждого раскрыты по максимуму. Конечно, создавать большие коллективы — сложнейшая задача, но путь, предлагаемый психологом, ведет к разобщению и атомизации. Это окончательно разрушит Человека, который тысячелетиями формировался именно в больших коллективах. В этом смысле уничтожение школ через введение «дистанционки» уничтожит не только образование, но человека как такового.