Педагог: новые учебники на основе советских доступно излагают материал
Новые школьные учебники на основе учебников 40–50-х годов XX века подают материал доступно, последовательно, не отвращая ребенка от учения, заявила педагог, эксперт общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Анна Кульчицкая 13 сентября на пресс-конференции «Возвращение к истокам: классическая отечественная методика как ключевой фактор возрождения образования», сообщает наш корреспондент.
Педагог объяснила, почему для адаптации и переиздания были выбраны советские учебники именно 40–50-х годов XX века.
Педагог сообщила, что переизданная РВС линейка учебников для 1-го класса («Букварь», «Родная речь», «Арифметика», «Родная песня», учебник по рисованию), в отличие от учебников современной школы, построена на классической отечественной методике К. Д. Ушинского, дополненной и усовершенствованной в условиях массовой советской школы.
Эксперт РВС обратила внимание, что современная школа идет по ложному пути крайней индивидуализации обучения, которая в корне отличается от учета индивидуальных особенностей учащихся, принятого при классическом отечественном подходе. В современной школе ученик является не формирующейся в коллективе личностью, а индивидом, который должен приобрести определенный набор умений для его последующего профессионального применения.
Говоря о переизданной «Арифметике» для 1-го класса, эксперт подчеркнула, что — несмотря на то, что современные первоклассники уже умеют считать, — знания о первом десятке цифр даются первокласснику на многих уроках, так как ребенок, в силу своего возраста, с трудом устанавливает связь между реальным количеством тех или иных предметов и абстрактным знаком, их обозначающим. Тем не менее, когда дети прочно усваивают эту связь, обучение идет гораздо легче и быстрее. Таким образом, первоклассники, которые учатся по классической «Арифметике», знают больше тех, кто учится по «модным» учебникам, не учитывающим возрастные и иные особенности ребенка. Педагог убеждена, что ненужное обилие наукообразных терминов отбивает у ребенка желание учиться уже на первых порах.
Представляя переизданный «Букварь», эксперт рассказала о том, что звуковой аналитико-синтетический метод — тот классический отечественный метод обучения чтению, который более 100 лет давал хорошие результаты, в современной школе оказался отброшен в пользу фонематического метода обучения чтению, при котором ученики сначала учатся записывать звуковой ряд слова, а только затем учатся писать его согласно правилам орфографии. Педагог убеждена, что переходом на фонематический метод обучения чтению наше общество во многом обязано безграмотностью сегодняшних и вчерашних школьников.
Педагог рассказала, что классические «Букварь» и «Родная речь» развивают навыки осмысленного чтения, так как отечественная методика, разработанная с учетом опыта обучения чтению с XVI века, говорит о недопустимости искусственного и преждевременного перехода к беглому чтению, что повсеместно делается в современной школе, где главным показателем успеваемости стала быстрота чтения.
Анна Кульчицкая подчеркнула, что особенностями учебников, переизданных РВС, является единство образования и воспитания. Они дают прочное и осознанное знание грамматики, обогащают словарный запас ребенка и развивают умение правильно и грамотно излагать свои мысли, что в более старших классах превратится в развитую письменную речь. Педагог выразила надежду на то, что все российские дети смогут обучаться по лучшим классическим отечественным учебникам.
Напомним, что 13 сентября на пресс-конференции в ИА REGNUM прошла презентация линейки советских учебников 1950-х гг. для первых-вторых классов начальной школы, адаптированных и переизданных специалистами РВС. Начало выпуску лучших советских учебников было положено в 2016 году переработкой и издательством «Арифметики» для 1-го класса на основе классического советского учебника авторов А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляк.