1. Социальная война
  2. Образование в России
Архангельск, / ИА Красная Весна

В Поморье завершились плотницкие курсы для школьников

Исаак Левитан. Лодка на берегу (фрагмент). 1880-е
Исаак Левитан. Лодка на берегу (фрагмент). 1880-е

Молодежные практические занятия по плотницкому мастерству прошли в Кенозерском национальном парке, 25 марта сообщает сетевое издание DVINANEWS.

В мероприятиях приняли участие школьные команды из деревень Морщихинской, Вершинино, Ватамановской, Лопшеньги, а также из Каргополя и Североонежска, каждая — со своим наставником. Ребята должны были изучить чертеж, рассортировать материал и смастерить лодку-плоскодонку. Темой этого года стало деревянное народное судостроение.

«Эта тема всегда остается актуальной в озерном краю Кенозерья и Лекшмозерья. Шитье народных лодок еще живет среди местных жителей, и очень важно, чтобы дети перенимали эти знания», — рассказала начальник отдела экологического просвещения нацпарка Надежда Миливоевич.

На занятиях преимущественно используются традиционные инструменты: рубанок, ножовку, молоток, стамеску, киянку и, конечно, топор. Но ребятам важно не только научиться работать топором, но и сработаться в команде. В итоге ребята изготовили небольшие лодки-плоскодонки. Как рассказали участники проекта, полученный опыт они планируют применить в жизни.

Напомним, в XII веке Поморье (побережье Белого и Баренцева морей) стало центром русского судостроения. Кандалакша и Княжая Губа, Ковда и Кемь, Кереть и Окладникова Слобода, Подпорожье, Пустозерск и, конечно, Усть-Кола на Мурмане — все это места, где поморы исстари создавали свои удивительные, крепкие и ловкие корабли и лодки, способные ходить по студеным морям и озерам, преодолевать сотни километров под пронизывающими арктическими ветрами, выбираться невредимыми из смертельного ледяного плена, переволакиваться через торосы и мели, выживать в жестоких штормах… Во многом именно из поморских кочей, лодей, шняк и карбасов вышел спустя века русский флот.

Отметим, карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.