1. Политическая война
  2. Обстановка на Кавказе
Тбилиси, / ИА Красная Весна

Южный Кавказ остался местом соперничества великих держав — Georgia Today

Лев Лагорио. Туман в горах. Кавказ. 1878
Лев Лагорио. Туман в горах. Кавказ. 1878

Южный Кавказ является хорошим примером для демонстрации усиливающегося соперничества великих держав, 23 марта пишет Georgia Today.

Три евразийские державы — Ирана, России и Турции — все чаще стремятся построить новую систему и модель поведения для Армении, Азербайджана и Грузии. Изучение поведения евразийских держав в регионе проливает свет на некоторые критические элементы формирующегося мирового порядка.

Региональные державы уделяют особое внимание созданию новых региональных организаций, стремящихся укрепить свои позиции. Между региональными державами по-прежнему отсутствует согласие относительно того, какой механизм сотрудничества в области безопасности и разрешения конфликтов является наиболее приемлемым, однако развивающийся процесс указывает на растущую способность Ирана, Турции и России не только влиять на регион, но и и в конечном итоге построить новый порядок от Черного моря до Каспийского бассейна.

Расчет России на улучшение отношений с Турцией и Ираном хорошо виден на региональной карте. Общее понимание с Анкарой и Тегераном позволяет Москве укреплять свои позиции не только на Южном Кавказе, но и на двух фланговых пространствах региона.

В Черном море Россия хочет управиться вместе с Турцией, а в Каспийском бассейне с Ираном. Другие прибрежные государства имеют меньшее значение, хотя при необходимости с ними можно консультироваться или принуждать к соглашению.

Южный Кавказ рассматривается не как исключительная сфера влияния России, а скорее как пространство, где ей придется как сотрудничать, так и конкурировать с другими региональными державами. Разница в том, что Москва теперь предпочитает вести переговоры с Ираном, и в большей степени с Турцией, в ответ на растущие вызовы. И здесь Россия стремится к первенству, но она понимает, что в условиях высокой глобализации мира и конфликта на Украине управлять регионом так, как это делала Российская империя или позже Советы, сейчас невозможно. Поэтому сотрудничество с Анкарой и Тегераном представляется более соответствующим долгосрочным интересам Москвы, пишет Georgia Today.

Однако критическим элементом здесь является исключение нерегиональных держав из сферы влияния.