1. За рубежом: реальный мир
  2. Наука и культура
Берлин, / ИА Красная Весна

Ученые обнаружили важную роль коротких РНК в работе нервной системы

Изображение: (сс) Divervincent
Каракатицевидный кальмар

Биологи обнаружили, что в процессе развития осьминогов вырабатывались сложные наборы коротких молекул РНК. Похожее произошло и в процессе развития мозга человека, что подтверждает важную роль коротких РНК в работе нервной системы, заявил профессор Николаус Раевский из Центра молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка в Берлине 25 ноября в пресс-службе.

«Мы обнаружили, что процесс эволюции мозга осьминогов сопровождался резким расширением набора коротких молекул РНК, регулирующих активность генов в их нервных клетках. Нечто похожее произошло и в процессе эволюции предков людей и других позвоночных животных. Можно сказать, что мы наконец-то нашли что-то, что объединяет нас с осьминогами», — заявил профессор.

Осьминоги с кальмарами считаются самыми передовыми беспозвоночными живыми организмами. Они имеют сложную нервную систему, крупный мозг и необычные органы чувств. Так, например, головоногие моллюски видят не только глазами, но и всей кожей в целом, а их щупальца имеют уникальную автономную нервную систему и вкусовые рецепторы.

Профессор Раевский и его коллеги выяснили, что в истории эволюции и в работе нервной системы осьминогов и людей, также и позвоночных животных, есть общие черты. Ученые сделали это открытие во время исследований наборов коротких молекул РНК, обнаруженных в тканях тела осьминогов.

Сравнительный анализ показал, что нейроны осьминогов используют в своей работе более четырех десятков семейств коротких молекул РНК, которых нет у других классов беспозвоночных. Структура этих цепочек нуклеотидов почти не изменилась в процессе эволюции осьминогов, что говорит о важности этих РНК в их нервной системе.

Профессор Раевский заметил, что схожее расширение семейств и наборов коротких молекул РНК случилось и при эволюции мозга позвоночных животных. Это подсказывает, что этот класс молекул очень важен при развитии сложных нервных систем, подвел итог ученый.