Потеря влияния «Хезболлы» в Ливане на выборах приведет к параличу — Haaretz

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
Хезболла
Хезболла
Хезболла

«Хезболла и ее союзники терпят тяжелый удар», — гласил днем ранее главный заголовок большинства средств массовой информации в Ливане и во всем мире, освещавших выборы в стране. Анализ ситуации публикует 18 мая газета Haaretz. Перевод представлен ИА Красная Весна.


Согласно газете, результаты воскресных выборов показывают, что блок «Хезболла», в который входят представители движения «Амаль», «Хезболла» и христианская партия «Свободное патриотическое движение», потерял свое парламентское большинство, сократившись с 71 до 61 члена. При этом результаты, основанные только на «тесте Хезболлы», затушевывают часть других достижений выборов.

Это первый случай, когда независимые гражданские движения, выступавшие против устоявшихся традиционных партий, получили такую широкую общественную поддержку, заработав 14 мест в парламенте. Большинство кандидатов от этих движений, которые называются «Сила перемен», появились на фоне разочарования, фрустрации и отчаяния в связи с экономической ситуацией в Ливане, коррупцией и недееспособным правительством.

Восстание и публичные протесты привели на этот раз к надлежащей политической отдаче, которая не только разъедала маргиналов из «элитарных партий», но и могла оказаться решающим фактором в любом будущем правительстве.

Это достижение становится еще больше, если принять во внимание низкую явку избирателей (около 41%), что больше всего свидетельствует о глубоком недоверии граждан Ливана к избирательному процессу и способности общества изменить политическую структуру. Успех независимых движений может привести к еще более высокой явке на будущих выборах и, таким образом, к созданию нового политического порядка в стране, где перемены до сих пор считались невозможными. Тем не менее, если они хотят выжить, им также придется играть в политическую игру.

Наряду с независимыми движениями важную победу одержала партия «Ливанские силы» во главе с Самиром Джагеа, получив 20 мест. Теперь это будет крупнейшая христианская партия, сменившая Свободное патриотическое движение, союзника «Хезболлы», которым руководит Гебран Герге Бассиль, зять Мишеля Ауна, основавшего партию. Лидер друзов Валид Джумблат также может праздновать после того, как его партия получила все места, отведенные друзам в парламенте, и после поражения его соперников Талала Арслана и Виама Ваххаба, союзников генерального секретаря «Хезболлы» Хасана Насраллы.

Но новой карты политической власти, которая не дает абсолютного преимущества ни одному блоку, может оказаться недостаточно, чтобы спасти Ливан от кризиса. Ожидается, что без блока большинства и с независимым блоком, который не является ни достаточно большим, ни единым, Ливан вернется к периоду политического паралича, который характеризовал страну с 2009 по 2018 год. В течение этого периода Ливан не мог выбрать президента более двух лет из-за острых политических споров — и это было, когда партия Саада аль-Харири «Движение будущего» (Мустакбал) получила 71 место в парламенте.

С 2009 по 2018 год парламентские выборы не проводились, и каждый год парламент продлевал свой срок полномочий. Вот почему сравнения с предыдущим парламентом и распределением политической власти, как это было в 2018 году, недостаточно, чтобы сказать, что падение электоральной власти «Хезболлы» и ее партнеров гарантирует стабильность или эффективное, согласованное руководство, которое могло бы принимать решения и осуществить реформы, необходимые Ливану для восстановления экономики.

Новый парламент сначала столкнется с проблемой избрания президента вместо Ауна, срок полномочий которого официально истекает в октябре. Выборы президента — это не просто церемониальное дело. В Ливане президент назначает премьер-министра и имеет право уволить премьер-министра и весь кабинет. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также уполномочен распускать парламент и накладывать вето на законы. Эта огромная власть и активное участие в политической жизни делает президента доминирующим игроком и приводит к огромным трудностям в достижении соглашения о назначении.

Нелишне упомянуть в этом контексте, что с 2014 по 2018 год споры о выборе президента привели к тому, что политическое руководство так и не назначило его, а некоторые его роли временно исполнял премьер-министр. Для избрания президента требуется одобрение двух третей парламента. Но в конституции прямо не указано, это две трети членов парламента или только две трети членов, присутствующих на голосовании, при условии, что это число не превышает 50%.

Согласно двум интерпретациям, новый парламент не сможет обеспечить необходимый кворум без поддержки блока «Хезболла». Вот как «Хезболла» может на неопределенный срок отсрочить выборы нового президента, просто заставив своих представителей не явиться на голосование. Если фракции не смогут прийти к соглашению о новом премьер-министре до истечения срока полномочий Ауна, парламент будет вынужден согласовать альтернативный процесс назначения премьер-министра, не требующий утверждения парламентом. Это парадокс внутри ливанской политической системы, и это то, что абсурдно позволяет небольшим партиям разрушать и даже препятствовать назначению самых высокопоставленных чиновников в стране.

Но даже если парламент справится с задачей избрания нового президента, и даже если премьер-министр будет назначен в разумные сроки и ему удастся сформировать правительство — новое правительство столкнется с «минным полем». Кардинальные решения, такие как бюджет, экономические реформы, утверждение договоров и объявление войны, требуют одобрения двух третей членов кабинета министров. Это означает, что каждый блок, в котором есть треть из 30 министров плюс один, может блокировать, отменять и предотвращать любую важную правительственную инициативу.

«Хезболле» нужны 11 министров для сотрудничества с ней, чтобы она могла диктовать экономическую и военную политику. У нее не всегда будет «блокирующий третий», и именно поэтому ей нужен «дружественный» президент, который будет назначать министров, поддерживающих «Хезболлу». Такие министры были предметом разногласий между организацией и премьер-министрами, и борьба с ними была одной из причин отставки предыдущего премьер-министра Саада аль-Харири. Ожидается, что новый выпуск этих конфликтов начнется в ближайшие несколько дней.

В этом причина опасений, что политические споры выльются на улицы и превратятся в ожесточенные столкновения между сторонниками и противниками «Хезболлы» — а некоторые в Ливане предупреждают о возвращении гражданской войны — или что «Хезболла» подтолкнет к демонстрациям своей власти и приведет к военной конфронтации с Израилем, что заставит другие политические силы продемонстрировать свою поддержку «Хезболле».

В то же время противникам «Хезболлы» также ясно, что предотвращение этих сценариев потребует от них быстрого объединения усилий и достижения договоренностей о представлении авторитетного правительства, которое могло бы получить помощь в размере миллиардов долларов, которую ждет Ливан от стран-доноров и Международный валютный фонд.

Это означает, что безотлагательность и необходимость выхода из тупика, в котором погрязла ливанская экономика, может реально ускорить достижение политическими силами сотрудничества, даже если это будет означать политические уступки «Хезболле» и ее союзникам.