Поправки к Конституции неправомерны — адвокат экс-президента Армении
Изменения в Конституцию Армении внесены неправомерным образом и не соответствуют рекомендациям Венецианской комиссии Совета Европы, заявил Арам Вардеванян, адвокат второго президента Армении Роберта Кочаряна, 1 июля корреспонденту ИА Красная Весна.
Вардеванян отметил несколько концептуальных моментов, которые касаются вопроса внесения поправок в Конституцию Армении.
Первое, на что обратил внимание юрист — на скоропалительность принимаемых решений в основной закон страны. «22 июня политическое большинство, правящая фракция в парламенте за несколько часов внесла поправки в Конституцию. Речь реально идет о нескольких часах, хотя такие изменения, естественно, предполагают длительный процесс и юридический анализ соответствия этих изменений Конституции», — отметил Вардеванян.
Второй момент, на который указал адвокат — несоответствие принятых поправок рекомендациям Венецианской комиссии Совета Европы. «Несколько концептуальных вопросов, которые были связаны с поправками, были направлены в Венецианскую комиссию. Она в целом представила свою позицию, что срок должности судей может быть изменен, но при этом для судей должен быть обеспечен переходной период. Этот переходный период подразумевает, например, что судьи, которые ведут конкретные дела, должны их закончить, так как снятие судей с этих дел может быть нарушением 6-й статьи европейской конвенции — права на справедливый суд. Венецианская комиссия четко зафиксировала свою позицию, что это необходимо иметь в виду», — подчеркнул юрист.
Третье, на что следует обратить внимание — это неправомерность принятых парламентом поправок в Конституцию. «Одновременно Венецианская комиссия проанализировала законодательные и конституционные нормы Республики Армения, где четко зафиксировано, что поправки в Конституцию, которые принимаются парламентом, до этого должны быть представлены в Конституционный суд».
Он подчеркнул, что поправки в Конституцию были приняты с нарушением самой Конституции. «Правомерность всего этого процесса определяется тем, что парламент не представил этот документ в Конституционный суд. Исходя из этого, весь этот процесс не может быть правомерным, потому что Конституция Республики Армения требует — и это четко зафиксировала Венецианская комиссия — что, если соответствующие поправки в Конституцию принимаются парламентом, то он обязан до принятия представить этот документ в Конституционный суд, что не было сделано», — отметил адвокат.
Кроме того, юрист подчеркнул, что в вопросе Конституционного суда мало внести поправки в саму Конституцию, нужно еще внести изменения в соответствующий конституционный закон. «В Республике Армения только права и свободы человека, которые зафиксированы в Конституции, являются нормами непосредственного действия. Остальные конституционные нормы для своей имплементации требуют соответствующих законодательных поправок. Деятельность Конституционного суда и статус судей Конституционного суда согласно Конституции регулируются одновременно Конституцией и конституционным законом „О Конституционном суде“. В конституционный закон „О конституционном суде“ не были приняты никакие поправки, следовательно до их принятия конституционные поправки не могут иметь юридических последствий».
Вердеванян отметил, что процедура вступления в законную силу изменений в закон о КС еще не завершена. «Да, соответствующие поправки в Конституцию уже вступили в законную силу, несмотря на то, что они никак не соответствует принципу правового государства, потому что они не правомерны (так как не соответствуют конституционным требованиям, потому что документ не был представлен в Конституционный суд). Но законодательные поправки еще не сделаны».
«30 июня парламент, опять уже на внеочередном заседании, принял и поправки в закон „О Конституционном суде“, но в этот же день президент Республики Армения заявил, что он не подпишет данный пакет законодательных изменений».
«В Конституции Армении четко зафиксировано, что президент либо подписывает принятый парламентом законопроект, либо отправляет его в Конституционный суд. Для этого у него есть 21 день. Если за это время президент не совершает ни того ни другого, то согласно Конституции право подписи переходит к председателю Национальной Ассамблеи. И он уже в течение 5 дней подписывает документ, и закон вступает в законную силу».
«Если президент заявляет, что не будет подписывать законопроект, то он однозначно должен обратиться в Конституционный суд. Президент должен иметь какие-то причины, почему он не подписывает данный пакет», — подытожил адвокат.
Напомним, 22 июня парламент Армении голосами правящего блока «Мой шаг» принял пакет поправок в Конституцию страны. Оппозиционные партии «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» голосование бойкотировали.
Одновременно парламент принял закон, в соответствии с которым подпись президента больше не требуется при внесении парламентом поправок в Конституцию. Также парламент между первым и вторым чтением не отправлял поправки в Конституцию на согласование в Конституционный суд.
30 июня правящий блок «Мой шаг» парламента Армении принял поправки в закон «О Конституционном суде», которые позволят отправить в отставку трех судей Конституционного суда и сместить с поста его главу Грайра Товмасяна.
Президент Армен Саркисян, который должен подписать данный законопроект, в этот же день заявил, что отказывается это делать. По сообщению пресс-службы главы государства, президент уже сообщил о своем решении спикеру парламента Арарату Мирзояну.