Поддержит ли мировую экономику транспортный тоннель через Берингов пролив?

Изображение: Цитата из х∕ф «Прикосновение». Реж. Альберт Мкртчян. 1992. Россия
Свет в конце тоннеля
Свет в конце тоннеля

Реализация крупного инфраструктурного проекта — строительство транспортного тоннеля через Берингов пролив между Россией и США на условиях международной кооперации — может поддержать экономику и реальный сектор государств, в нем участвующих, считает журналист Сергей Маржецкий, 17 апреля опубликовавший об этом статью на интернет-ресурсе «Репортёр».

Маржецкий обращает внимание на то, что пандемия коронавируса и общий экономический спад угрожают рецессией всему миру, ведя к массовым банкротствам и безработице. В таких условиях хорошим подспорьем могут стать масштабные инфраструктурные государственные проекты, создающие новые рабочие места, дающие подряды и заказы.

Кроме того, в случае реализации строительства тоннеля через Берингов пролив возникнет масса дополнительных преимуществ. Так, Китай и Юго-Восточная Азия смогут получить железнодорожный доступ к рынку США, а Россия будет зарабатывать на транзите. По предварительным подсчетам, до 3% объема мировой торговли может пойти новым транспортным путем.

В тоннеле также возможно проложить телекоммуникационные кабели, трубопроводы и т. п. Дополнительный стимул развития получат слабонаселенные области России и США — Дальний Восток и Аляска. Два континента будут надежно связаны по сухопутному пути.

Идея строительства тоннеля между США и Россией по дну Берингова пролива не нова, впервые была озвучена в 1890 году железнодорожными магнатами, но по разным причинам ее отклонили.

В 2012 году идея заново прозвучала от тогдашнего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, предложившего продолжить железнодорожную магистраль до Камчатки с последующим соединением ее с североамериканскими железными дорогами. Впоследствии была даже создана петиция в поддержку этой идеи, собравшая более 16 тысяч голосов.

На первый взгляд, строительство кажется относительно несложным: глубина Берингова пролива составляет всего от 30 до 50 м, примерно посередине находятся два острова — Ратманова и Крузинштерна. Именно между этими островами пролегает граница между Россией и США, Азией и Северной Америкой, а также линия перемены дат.

Таким образом, между Чукоткой и Аляской можно проложить три участка тоннеля длиной 40 км, 3,7 км и 40 км. Технически это выполнить не так сложно, опыт прокладки подобных тоннелей в мире существует, — например, тоннель между Европой и Великобританией через Ла-Манш.

Однако есть и сложности: регион относится к Крайнему Северу с суровыми условиями существования, что может сделать строительство весьма дорогим и непростым. По некоторым подсчетам, строительство может обойтись в сумму свыше $100 млрд.

Кроме того, необходимо будет развивать прилегающую транспортную инфраструктуру. Так, со стороны США нужно будет протянуть не менее 900 км дороги по вечной мерзлоте до ближайшей автострады. С российской стороны еще хуже: от въезда в тоннель до ближайшей автострады порядка 2000 км, а до ближайшей железной дороги — свыше 3000 км. К тому же в России и США разная ширина железнодорожной колеи.

И наконец, новому транспортному пути в условиях экономического спада придется конкурировать с морским транспортом за снижающийся грузопоток.

Тем не менее реализация подобного проекта может поддержать реальный сектор экономики государств — участников проекта в условиях экономического спада, всё сильнее напоминающего начало новой «великой депрессии».