1. Война идей
  2. Обеление фашизма
Александровское, / ИА Красная Весна

Кургинян рассказал, до чего довела Ильина ненависть к красным

Давид Альфаро Сикейрос. Рождение фашизма. 1936 год.
Давид Альфаро Сикейрос. Рождение фашизма. 1936 год.
Давид Альфаро Сикейрос. Рождение фашизма. 1936 год.

Иван Ильин настолько ненавидел красных, что любые враги красных для него были хороши, включая Франко и Гитлера, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 20 апреля в авторской передаче «Предназначение».

Комментируя скандал, который развернулся вокруг института имени Ивана Ильина, Кургинян рассмотрел связи этой фигуры с германскими структурами начала XX века, а также описал трагическую участь всей белой эмиграции.

По словам философа, главную опасность представляет собой не то, что Ильин говорил о русском фашизме, а то, что белогвардейское движение, как и движение антиякобинское в эпоху Великой французской революции, в силу своей внутренней беспомощности очень быстро оказалось инструментом международных антироссийских сил.

«Всё белогвардейское движение (я не говорю о Корнилове, который погиб раньше) оказалось в карманах тех или иных иностранных спецслужб и государств, которые стремились: а) осуществить интервенцию и оккупацию и б) расчленить страну. И в этом смысле белогвардейское движение имеет на себе одно пятно — пятно коллаборационизма», — подчеркнул Кургинян.

Политолог убежден, что, обсуждая коллаборационизм, необходимо обращать внимание не только на Краснова, но и на другие фигуры, связавшиеся с иностранными державами. «Если мы говорим о коллаборационизме как таковом и отвергаем его на данном витке истории, то чем Колчак лучше? Тем, что он офицер английской армии?» — отметил политолог.

«Нет белогвардейских деятелей, не вписанных в международный антирусский контекст. И Врангель тут абсолютно не исключение, он такой же, как все. Может, он не так страстно вписывается и не в такой контекст, но он вписывается — и он не может не вписываться», — добавил Кургинян.

Он назвал трагической участью белой эмиграции то, что они попали в зависимость от иностранных политических систем. «Возможно, были замечательные люди, великолепные патриоты России (я думаю, что Ильин такой), люди духовные, страстно переживающие за свое отечество, иногда (как генерал Деникин) даже несогласные служить Гитлеру и готовые помогать Советскому Союзу, в том числе служить в его войсках. Но это люди, оказавшиеся в зависимости от иностранных сил, бюджетов, организаций и всего остального», — пояснил политолог.

По его словам, по-другому быть не могло, потому что не было русской эмигрантской олигархии, которая могла бы тратить огромные деньги на содержание эмигрантских сил. «А те, кто могли, в высшей степени этого не хотели. Кто-нибудь мог попросить деньги у Юсупова? Я могу назвать еще пять-семь человек. Значит, просили деньги у других», — добавил Кургинян.

«И тогда у меня вызывает самый серьезный вопрос только одно: а на какие деньги существовало то, что называлось, например, Русский научный институт в Берлине? Иван Ильин сотрудничал с этим институтом в какой-то последний предфашистский и раннефашистский гитлеровский период. Он был его руководителем. Но я сейчас не об этом говорю. Деньги чьи?» — заострил вопрос политолог.

Как отметил Кургинян, даже до прихода Гитлера к власти финансирование этого института со стороны, например, прусского министерства науки, искусств и народного просвещения, или МИДа, или Немецкого общества по изучению Восточной Европы и комиссии по делам беженцев Лиги Наций нельзя считать безобидными связями, а после прихода к власти нацистов это принимает совершенно определенную окраску.

«Как только Гитлер приходит к власти, всё это хозяйство, уже имеющее такой густопсово-иноземный запах, просто переходит с 31 июля 1933 года в ведение Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды», — подчеркнул политолог.

«С 1933 по 1935 год это заведение называется Обществом попечения о Русском научном институте, с 1935-го — Институтом для научного исследования Советского Союза.

История Ильина в этом вопросе сложна, и никто не хочет приклеивать его к нацистам плотнее, чем он приклеивался», — добавил Кургинян.

Ильин, по его словам, был очень самодостаточным и весьма бурным человеком, который внутренне страстно любил свою Россию, и поэтому, когда к нему пришли и сказали, что он теперь будет руководителем этого института в связи с приходом Гитлера к власти, то он согласился. «Но к нему тут же был представлен немецкий комиссар из остзейских немцев», — отметил политолог.

«Надо знать Ильина: он рассорился с этим комиссаром не по вопросу о том, какой должна быть политика Германии. Он рассорился с ним по вопросу, у кого некие органы прочнее и кто выше справляет нужду на стенку», — подчеркнул Кургинян.

Этого оказалось достаточно для немцев, чтобы убрать Ильина. Убирали они его спокойно, тихо. Он уезжал совершенно не как человек, который вынужден был «голым-босым» бежать куда-то, пояснил политолог.

Ильин уехал в Швейцарию, которая самым серьезным образом находилась под негласной опекой немцев. Он там преподавал и работал. В этом смысле он не был прямым представителем Рейха, который отпахивал на интересы Рейха, но проблема была в другом, отметил Кургинян.

«Дело в том, что Ильин настолько ненавидел красных, что любые враги красных для него были друзьями. И он этого не скрывал. Ему было плевать, кто воюет против красных, понимаете? Лишь бы воевал! И в этом смысле Гитлер был хорош, а уж Франко был еще лучше», — описал ситуацию политолог.

«Кто бы ни воевал против красных, это был сразу для Ильина союзник, друг, духовно близкий человек, духовно близкий политик. И в этом смысле Ильин мог залететь куда угодно — и залетал», — добавил Кургинян.

В то же время, по его словам, Ильин не был достаточно системным человеком, чтобы стать каким-нибудь чином в нацистской структуре СС. «Не было этого», — отметил политолог.