1. Экономическая война
  2. Конкурентная борьба
Москва, / ИА Красная Весна

Запрет «социалистической экономики» рассмотрит Госдума России

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Государственная Дума
Государственная Дума

Законопроект, запрещающий создание государственных и муниципальных предприятий, рассмотрит Государственная Дума 20 ноября, сообщает ИА Красная Весна.

В порядке борьбы с государственным сектором экономики Госдума сегодня должна в первом чтении рассмотреть законопроект, устанавливающий полный запрет учреждать федеральные унитарные предприятия, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сфере национальной обороны. Такой же запрет, но уже без исключений, предлагается установить для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Все подпадающие под запрет унитарные предприятия предлагается ликвидировать.

Законопроект подготовлен официальным защитником рыночной экономики — Федеральной антимонопольной службой. В обоснование своей инициативы ФАС ссылается на «Национальный план развития конкуренции», утвержденный указом президента Владимира Путина в конце 2017 года. ФАС выразила обеспокоенность, что за предшествующие пять лет количество унитарных предприятий увеличилось почти на 40%. Это, по мнению ведомства, свидетельствует о создании для них привилегированного положения местными властями. Однако критериев привилегированности ФАС не указывает.

Между тем, указом президента среди прочих целей национального плана развития конкуренции предусмотрено, что он предназначен и для «…стабильного роста и развития многоукладной экономики…». Большинство действующих муниципальных унитарных предприятий работает в сфере обеспечения коммунальными и транспортными услугами небольших городов и поселков. Как правило, решение муниципалитетов в предшествующие годы о возобновлении деятельности унитарных предприятий в этой сфере основано на крайне негативном опыте передачи систем инженерного жизнеобеспечения городов и поселков в руки частных компаний.

В настоящее время в российском законодательстве полномочия муниципалитетов по созданию унитарных предприятий фактически ограничены так называемой сферой «вопросов местного значения». В сфере хозяйственной деятельности к ним отнесены возложенные на муниципалитеты задачи обеспечения жителей коммунальными и транспортными услугами. Таким образом, в случае принятия инициированного ФАС законопроекта, предусматривающего ликвидацию действующих муниципальных и унитарных предприятий, потребуется не только преодолеть сопротивление муниципалитетов в провинции, но и внести в федеральное и региональное законодательство масштабные изменения, а также провести затратные процедуры по ликвидации унитарных предприятий.

Отметим, что упомянутым указом Президента РФ от 21.12.2017 года № 618 на ФАС была возложена обязанность при представлении в правительство России ежегодного доклада о состоянии конкуренции в стране отражать в нем "основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях», а также «оценку состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации». Между тем обоснование законопроекта не основано на таких данных и не содержит оценок экономического ущерба, который приносит национальной экономике и системе жизнеобеспечения городов и поселков деятельность унитарных предприятий.

Напомним, что ФАС регулярно раскрывает сведения об ущербе, который приносят национальной экономике картельные сговоры именно частных хозяйственных субъектов. По оценкам экспертов ФАС такой ущерб достигает 1,5–2% ВВП в год.