В Японии заметно упал интерес к чтению книг
60% японцев не читают ни одной книги в месяц и эта тенденция впервые стала характерной для большинства населения. Об этом пишет 30 сентября газета The Mainichi Shimbun, ссылаясь на данные Министерства культуры страны.
Хотя уже давно утверждают, что книги «плохо продаются», в ходе предыдущих опросов более 50% людей говорили, что чтение по крайней мере одной книги в месяц для них является нормой.
Почему число книголюбов в Японии сокращается? Результаты опроса свидетельствуют: на это повлияло то, что люди стали «проводить больше времени за смартфонами, планшетами и другими устройствами» (43,6%) и их «загруженность работой или учебой» (38,9%).
Эта тенденция особенно заметна среди молодежи. Смартфоны, планшеты и тому подобное были указаны в качестве основного фактора снижения интереса к чтению книг в возрастной категории от 10 до 29 лет, в то время как для тех, кому от 30 до 40 лет, работа или учеба стали основной преградой. Среди людей в возрасте 50 лет и старше чаще упоминаются ухудшение зрения и проблемы со здоровьем, а для семидесятилетних они становятся основными причинами.
Кахо Мияке, литературный критик, предлагает свое объяснение развитию неблагоприятной тенденции: «Я считаю, что причину снижения уровня чтения можно объяснить феноменом, который заключается в стремлении японцев дистанцироваться от длинных текстов».
Миякэ предполагает, что число людей, которые «не справляются» с объемными литературными формами стремительно разрастается. По ее мнению, это связано с изменениями в информационной среде.
Одно из них — растущая популярность сайтов с короткими видеороликами, таких как TikTok. За последние пять лет количество видеороликов продолжительностью около 15 секунд выросло до астрономических размеров. «Растет число людей, которые тратят больше времени на просмотр видео и изображений, даже среди тех, кто раньше читал на своих телефонах более длинные материалы».
Другим фактором является то, люди привыкли к манере написания текстов, которые обычно используются в социальных сетях, где в основном используются короткие предложения и урезанный словарный запас без учета контекста.