Галерея в Сиднее вернула украденную реликвию в Непал

Изображение: (cc) Tevaprapas
Здание парламента Непала
Здание парламента Непала

800-летний деревянный артефакт был возвращен австралийской галереей в один из старейших храмов Непала спустя почти 50 лет после того, как он был украден, сообщила 16 мая Австралийская телерадиовещательная корпорация (ABC).

Стойка длиной 1,3 м была возвращена на родину на церемонии близ Катманду во вторник после того, как в 2000 году попала в Художественную галерею Нового Южного Уэльса (AGNSW). Год спустя галерею уведомили, что артефакт, вероятно, был украден из храма Ратнешвар в историческом городе Патан.

Считается, что работа была украдена в 1975 году, хотя некоторые записи предполагают, что она, возможно, была украдена во время волны грабежей в этом районе в 1980-х годах. Каким образом резная реликвия оказалась в коллекции Художественной галереи Нового Южного Уэльса, остается загадкой.

Директор AGNSW Майкл Брэнд отправился в Непал, чтобы присутствовать на церемонии в долине Катманду. «Это совершенно особенный день для наших непальских коллег и друзей, потому что эта стойка теперь вернулась в Патан», — заявил он из Непала.

Директор признал, что 20-летний процесс возвращения реликвии оказался «необычайно долгим». Это, по его словам, было связано с «событиями» в Непале, включая землетрясения и смены правительств.

«На самом деле нужно было просто найти подходящее время для возвращения, и сейчас самое подходящее время», — заявил Бранд.

Профессор Эрин Томпсон, эксперт по преступлениям в области искусства из Городского университета Нью-Йорка, проследила за этим делом и сказала, что выбор подходящего времени является распространенным оправданием, используемым музеями и галереями.

«Если вы не считаете условия подходящими, почему вы не помогаете их исправить, вместо того чтобы за что-то держаться?» — спросила Томпсон. Она приветствовала репатриацию, но сказала, что AGNSW должна извиниться за задержку.

«Этически некорректно со стороны музея просто говорить: «Мы ждем, когда вы решите проблему», не признавая, что они являются частью этого глобального нелегального рынка — они сами являются частью проблемы. Нельзя просто брать чужие вещи, забирать чужих богов, потому что вы думаете, что им так будет лучше», — подчеркнула Томпсон.

Отметим, что в AGNSW выставлено или хранится 40 тыс. экспонатов, и среди них три экспоната, приобретенные у ныне находящегося в заключении арт-дилера Субхаша Капура. Скульптуры, погремушка в виде дамы, играющей на барабане, крылатого божества Варахи, спасающего богиню земли Бхудеви, датируются 2 веком и, как полагают, были украдены Капуром. AGNSW вернет их на родину позже в этом году.