1. Реальная Россия
  2. Научные достижения
Тюмень, / ИА Красная Весна

Ученые нашли микробы, которые помогут лечить генетические заболевания

Изображение: (cc0)
Микроб

Два новых вида одноклеточных организмов, которые позволят лучше понять мутации ДНК и РНК, открыла в озерах Азии международная группа ученых, в состав которой вошли сотрудники Тюменского государственного университета, а также Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН, 3 августа сообщили в пресс-службе ТюмГУ.

Микроорганизмы, которых ученые обнаружили в пресных и соленых озерах Индонезии, Вьетнама и Турции, после изучения оказались ближайшими родственниками паразитов млекопитающих и человека — трипаносом и лейшманий.

На основании изучения их последовательностей ДНК ученые предположили, что их предки до сих пор живут в особом районе гидротермальных источников в Атлантическом океана. Это место имеет название «Затерянный город». Считается, что окружающие условия в «Затерянном городе» близки к первобытным условиям зарождения жизни на планете Земля. Согласно гипотезе ученых, там могут жить потомки самых первых живых организмов на планете, появившихся 2,5 млрд лет назад.

В процессе изучения найденных организмов, их отнесли в категорию жгутиковых одноклеточных. Отмечается, что обычно такие организмы являются опасными паразитами, но в данном случае речь идет о «свободных хищниках», которые самостоятельно питаются другими простейшими. По этой причине, рассказали в пресс-службе, их лабораторное изучение может быть менее опасным, чем изучение их паразитирующих родственников.

Заведующий лабораторией AquaBioSafe ТюмГУ Денис Тихоненков, объясняя важность открытия, рассказал, что у обнаруженных микробов выявлено самое большое число нуклеотидных замен среди известных науке случаев.

«Редактирование РНК — широкий круг разнообразных молекулярных процессов модификации РНК. Чаще всего эти процессы происходят в клетках одноклеточных организмов. <…> Понимание данных процессов и способность управлять ими очень бы пригодились человеку. Это позволит видоизменять нуклеиновые кислоты, чтобы на их матрице создавать белки с заданными и нужными нам свойствами. Учиться этому мы вполне можем у простейших, в том числе открытых в настоящем исследовании», — пояснил Тихоненков.

Он также отметил уникальную возможность изучать процессы редактирования генома на примере простейших, чтобы научиться методам борьбы с генетическими заболеваниями у человека, такими как болезнь Альцгеймера. Кроме того, по словам ученого, открывается возможность выработать методы борьбы с одноклеточными паразитами человека, которые вызывают целый ряд неизлечимых или трудно поддающихся лечению заболеваний, вроде сонной болезни или болезни Шагаса.

Напомним, в последнее время появилось множество исследований, которые используют простейшие организмы или одноклеточных как основу для изучения механизмов генетических мутаций и способов управления ими.

Огромная сложность целостного взаимодействия больших многоклеточных организмов заставляет ученых уходить от их изучения к «моделям» простейших существ. Это позволяет взглянуть на внутриклеточные механизмы, не нарушая целостности происходящих в организме процессов, и более полно проникнуть в их суть. В том числе, речь идет о необходимости изучать ряд явлений неинвазивными (то есть, без физического проникновения в организм — прим. ИА Красная Весна) методами, которые невозможно применять у многоклеточных созданий сложной организации.