Сергей Иванов порадовался чистому воздуху из-за COVID-19
Влияние коронавируса на вывоз мусора в городах и перспективы очищения от него российской Арктики обсудил специальный представитель президента России по природоохранной деятельности Сергей Иванов 29 ноября с корреспондентом Интерфакс.
Помимо актуальных природоохранных тем, бывший министр обороны высказался о национальных интересах, мосте на Сахалин и перспективе строительства авианосцев в России.
Коронавирус, вывоз мусора и крысы
По мнению спецпредставителя президента, коронавирусные карантины благотворно повлияли на городскую среду:
«Если говорить о Москве — да, чистота воздуха весной и летом в столице выросла кратно!»
Проблемы в области бытовых отходов возникли не из-за медицинской специфики — доля масок и перчаток в общем объеме мусора составляет «сотые доли процента», а из-за перемещения населения. Операторам пришлось менять логистические цепочки.
«Оператору невыгодно вывозить полупустые баки в жилых городских массивах. А вот в сельской местности, наоборот, возникла необходимость делать не один рейс мусорной машины в конкретную точку в неделю, а несколько».
Проблема низкого уровня культуры утилизации отходов среди населения беспокоит спецпредставителя Иванова. С его точки зрения, путь к раздельному сбору мусора начинается с ликвидации мусоропроводов в многоквартирных домах.
«Будучи реалистом, я пока настаиваю на постепенном внедрении этой идеи. И она уже прошла через Минстрой: все новые многоквартирные дома будут строиться без мусоропроводов. Ведь все мусоропроводы — это еще и рассадник крыс и тараканов», — полагает Иванов.
Однако есть и позитивные тенденции.
«Там, где я бываю, а это не только Москва и Подмосковье, я уже много где вижу во дворах культурные площадки для сбора мусора. Это уже не прежние грязные баки с бегающими вокруг крысами».
Логистика раздельного сбора мусора затрудняется тем, что баки с разными видами отходов наполняются с разной скоростью, а каждому требуется отдельный маршрут вывоза. Иванов делает ставку на технологические госкомпании, в одной из которых сам служит председателем совета директоров («Ростелеком»): «умные баки».
Мусорные баки, снабженные датчиком заполнения и возможностью передавать сигнал с него, позволят оптимизировать мусорную логистику ближайшего будущего.
Второй крупной проблемой в мусорной логистике Иванов считает недостаток мусоросжигательных заводов.
«В России существует огромная проблема: у нас жутко не хватает сортировочных и мусороперерабатывающих предприятий. И, вы знаете, существует программа по их строительству. Но какое сопротивление она встречает в некоторых местах!»
Программа Иванова подразумевает внедрение образцовых мусоросжигательных производств по японским и швейцарским технологиям, которые можно размещать прямо в населенных пунктах и которые вырабатывают электроэнергию, лишь немногим дороже, чем от угольных ТЭЦ. Такое электричество государство собирается дотировать.
В том, что касается транспортного плеча по вывозу мусора, Сергей Иванов поддерживает идею дифференцированных региональных тарифов на вывоз мусора.
«Даже если вывозить этот мусор на границу Подмосковья с соседней областью — это будет уже большое транспортное плечо. А что это означает? Это означает, что для нас с вами, жителей Москвы, тарифы должны быть в два-три раза больше, чем для жителей небольшого сибирского городка, где до полигона или утилизационных мощностей ехать 20 км», — объяснил Иванов.
«Следует отметить, что государство до сих пор дотирует тарифы на вывоз мусора, так как существующие — экономически неоправданны. Поэтому, кстати, и „мусорный“ бизнес пока очень неохотно идет в легальную схему. Коммерсанты понимают: здесь много не заработаешь. А при этом ты еще и зависишь от дотаций. Если дадут дотацию, прибыль будет в районе ноля. А если не дадут — тут же резко уйдешь „в минус“!» — рассказал спецпредставитель и ни разу не упомянул крыс.
Большая уборка в Арктике
Инициативе по очищению российской Арктики от технологического мусора — речь о бочках из-под топлива в основном — уже более пяти лет. Достигнуты первые локальные успехи: на 90% очищены три острова Земли Франца-Иосифа (Белл, Хейс и Александра).
По мнению Иванова, продлится большая уборка еще не менее десяти лет. Спецпредставитель отметил вклад действующего министра обороны Сергея Шойгу, Русского географического общества и добровольцев, выезжающих в летние месяцы на эти работы.
Национальные интересы
Уборка в Арктике соответствует национальным интересам России, как и рациональное управление движением по Северному морскому пути.
Сергей Иванов уверен, что в зоне своих исключительных интересов Россия должна жестко диктовать условия пользования пространством и инфраструктурой.
Суда ледового класса, стремящиеся пройти по Севморпути, должны обладать высшим уровнем ледовой защиты («пять бортов»). Потенциальный ущерб природной среде должен быть серьезно застрахован, при проводке нужно пользоваться исключительно российскими ледоколами, а тарифы на проводку должна устанавливать Россия, без всякой оглядки на международные организации.
Отметим, что спецпредставитель президента России настаивает на многомиллиардных страховках от экологического ущерба в долларах, а не в рублях.
В том что касается экологического ущерба от национальных компаний, Иванов твердо уверен, что весь ущерб должны компенсировать предприятия и их владельцы. Потому что страховки они все равно не покупают. «Норникель» отмечен тем, что сразу начал сотрудничать с государством и компенсировать ущерб после масштабной утечки дизельного топлива в июне 2020.
Отдельно спецпредставитель президента упомянул экологический ущерб, «накопленный за советское время»: например загрязнение территории в Усолье-Сибирском Иркутской области, такие катастрофы ликвидирует государство, а не «Усольехимпром».
Психологический мост на Сахалин
Вопрос о соединении острова Сахалин с сушей на данный момент не имеет экономической базы: до подходящей точки Татарского пролива от Комсомольска-на-Амуре необходимо проложить автотрассу длиной 536 км. При этом грузопотока, который бы оправдал затраты, нет и не предвидится. Сергей Иванов отметил, что подъездная дорога по тайге «обойдется гораздо дороже, чем сам мост».
«С точки зрения психологии мост — нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики — нет», — резюмирует Иванов.
Международные договора и авианосцы
За шельф Арктики и международное признание прав России на хребет Ломоносова и поднятие Менделеева необходимо вести борьбу, геологические и географические доказательства есть, но есть и международное сопротивление. «Ради потомков за это стоит биться!» — уверен постоянный член Совета безопасности РФ.
Пользуясь случаем, спецпредставитель президента России по природоохранной деятельности подчеркнул свою роль в создании современного оружия, которое было представлено во время послания президента Федеральному собранию 2018 года.
«На создание подобного оружия у нас ушло лет 15. Но мы добились результата. Если вы спросите, что дальше, я вам отвечу: мы работаем. И мы будем всегда над этим работать, потому что прав был Александр III: у России, действительно, только два союзника — армия и флот.»
В международных договорах, например Договоре об открытом небе России, оставаться бессмысленно, если американцы выходят. Выход США из договора о противоракетной обороне Иванов запомнил, это произошло при Дональде Рамсфельде.
От новой администрации во главе с кандидатом от Демократической партии США Джозефом Байденом Сергей Иванов ждет большего акцента на вопрос о правах человека.
Прокомментировал Иванов и вопрос о российских авианосцах: «Я считаю, что это — как мост на Сахалин. То же самое. Теоретически — было бы неплохо. Но это дико дорого».
Отягощать бюджет непомерными расходами и втягиваться в гонку вооружений Сергей Борисович не согласен, но есть и другие аргументы.
«Во-вторых, у нас нет целей, как у США, проецировать военную силу на весь мир. А делать это без авианосцев невозможно. Но мы и не ставим такой цели».
«Нам лучше развивать малые ракетные катера с „Цирконом“, а также высокоточное оружие, которое, как уже доказано, не требует огромных расходов. Ну и кроме всего прочего, на сегодняшний день у нас нет в стране ни одного дока, способного начать строительство авианосца», — считает Сергей Иванов.