Росстат сократил список товаров и услуг для расчета инфляции

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Яйца. Цены на товары
Яйца. Цены на товары

Росстат сократил позиции товаров и услуг для ежемесячного расчета индексов потребительских цен (ИПЦ) в 2025 году, исключив часть отслеживаемых лекарств. 15 февраля сообщили в Росстате.

Позиции товаров и услуг для еженедельной оценки ИПЦ останутся такими, как были в 2024 году.

«В 2025 году расчет ИПЦ (ежемесячное наблюдение) проведут по набору товаров и услуг, состоящему из 556 позиций, годом ранее — 566. Сокращение позиций преимущественно связано с уменьшением числа отслеживаемых лекарств. Еженедельная оценка ИПЦ будет строиться на основе анализа динамики цен на 109 товаров и услуг, как и в 2024 году», — говорится в документе.

В статслужбе сообщили, что в 2025 году из набора товаров и услуг для расчета ИПЦ были убраны, например, швейная машина, плата за пользование радиотрансляционной точкой, комиссия банка за перевод средств с карты на карту клиенту другого банка. Также, по предложению Минздрава РФ, были устранены 28 названий лекарств и появились 18 более популярных, такие как пенталгин, валосердин, кардиомагнил, трекрезан и другие. В новый список позиций ИПЦ в 2025 году также включили зеленый консервированный горошек, свежий сладкий перец, робот-пылесос, восстановление зуба пломбой и другие.

Спрос на товары и услуги очень активно меняется, поэтому в Росстате отбор новых позиций для анализа идет в течение всего года. Это помогает более точно учесть товары и услуги, которые реально оказывают влияние на изменение цен в стране. Именно поэтому сотрудники организации учитывают позиции с долей в потребительских тратах 0,1% и выше, что позволяет более объективно судить об инфляционных процессах и корректно проводить анализ цен.

Однако ежегодная актуализация позиций в наборе ИПЦ конкретных видов товаров и услуг и наблюдаемых организаций ставит неверным сравнение средней цены товара или услуги в январе текущего года с декабрем предыдущего. Для такого сравнения надо брать индексы цен по сопоставимым товарам и услугам, цены на которые устанавливаются в одних и тех же структурах в тех же периодах времени.