Реализация марксизма в советское время была неполной — Кургинян

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Карл Маркс
Карл Маркс

При строительстве советского государства из марксизма изъяли несколько важных положений, заявил лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян, режиссер «Театра на Досках», 25 сентября на видео с разговора со зрителями после спектакля.

Зрители попросили подробнее рассказать, почему советский человек смог легко перейти «в другую стадию современную, вот эту теперешнюю людей прибыли, ссудного процента». Отвечая, режиссер акцентировал внимание на том, что в классическом марксизме говорилось о царстве свободы, и именно это — царство свободы, братство, счастье полноты жизни и творческого развития — привлекало Россию.

Однако перед строителями нового общества стояла необходимость приспособить марксизм к задачам конца XIX — начала XX века. На первом месте находились проблемы, связанные с материальными горестями народа, которые следовало убрать. И для этого из марксизма были изъяты несколько положений.

«Это был такой революционный „дефектный“ марксизм. Там изъяли существование отчуждения, то есть нематериальных горестей, там изъяли царство свободы как окончательную категорию. И он — это было разумно — он отлично работал, потому что главными горестями были горести материальные, сугубо очевидные, вопиющие, чудовищные: безумный рабочий день для детей, невероятно долгий, скученность, бараки, эпидемии, пьянство, безграмотность, все остальное», — сказал Кургинян.

Режиссер подчеркнул, что этот «дефектный» марксизм был благородным и справедливым, и он справился со своей исторической задачей. Однако после того, как собственность оказалась в руках трудящихся, возник вопрос, какой марксизм дальше реализовывать. Ленин и его группа уже не могли ответить на этот вопрос.

«Начались все исследования Гегеля и все остальное. Но это Ленин и его группа могли делать как хобби, понемножку, и уже они фактически уходили. Самое хамство большое, которое было по отношению к Ленину, — это XII съезд партии, на котором он обратился („Как нам реорганизовать рабкрин“ и так далее), и который вообще не принял к рассмотрению его документ. Он был [еще] жив, а они понимали, что он уже умирает. А потом возвели на пьедестал, в мавзолей и все остальное. Но он для них уже не существовал, у них были свои задачи на XII съезде», — сказал Кургинян.

Режиссер отметил, что Сталин продолжал наращивать революционный марксизм, убирая материальные горести и подготавливая страну к войне. А после Сталина стало ясно, что использовать эту риторику уже нельзя. Лидер движения «Суть времени» указал на неэффективность при сытой жизни призыва к подвигу ради «улучшения материального благополучия». При этом он подчеркнул, что правящий номенклатурный класс к этой риторике привык и был заинтересован в сохранении сложившейся структуры общества.

Как пояснил Кургинян, у правящего класса было две возможности — либо вообще сворачивать марксизм, либо возвращать, восстанавливать классический марксизм.

«Они это не вернули. Наверное, возвращать это с лицами Черненко и Брежнева было уже невозможно. Это отдельный вопрос, но они это не вернули. А нематериальные горести, неочевидные, о которых говорил Маркс, обсуждая отчуждение человека, — они в советском обществе непрерывно нарастали: смертная болезнь, синдром благополучия и все остальное», — сказал Кургинян, отметив, что глобальной победившей силой стало мещанство.

Напомним, Маркс писал, что «царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства». Указывая, что с развитием человека расширяются его потребности и, следовательно, расширяется царство необходимости, на котором может расцвести царство свободы, Маркс подчеркивал что «развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы» начинается только по ту сторону царства необходимости.