Иракская армия отметила свою 101-ю годовщину, попрощавшись с армией США
Иракские вооруженные силы отметили 101-ю годовщину, 6 января сообщает канал Аl Jazeera.
Военные Ирака открывают новую главу в своей бурной истории после того, как США официально завершили свою боевую миссию в Ираке 31 декабря 2021 года.
Перед военными стоит сложная задача по защите страны, израненной конфликтами, в условиях многочисленных вызовов, включая сдерживание постоянной угрозы со стороны вооруженных групп.
Первоначально основанные в 1921 году иракские вооруженные силы в последние десятилетия пережили ряд трудностей и кровавых конфликтов, таких как ирано-иракская война 1980-88 годов, вторжение в Кувейт в 1990 году и война в Персидском заливе в следующем году, расформирование в 2003 году после вторжения под руководством США и совсем недавно — борьба с группировкой ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Ожидалось, что иракское правительство организует национальный парад в ознаменование годовщины в четверг, хотя было неясно, состоится ли он. В прошлом году не было никакого события, посвященного столетию из-за пандемии коронавируса.
Иракские вооруженные силы имеют тесные связи с вооруженными силами США, которые, по сути, отвечали за создание новой иракской армии после вторжения 2003 года.
После вывода своих войск в 2010 году США передислоцировали некоторые вооруженные силы в Ирак, но в 2014 году вернули их в страну после просьбы иракского правительства помочь победить ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), после того как оно разгромило иракских военных в некоторых частях страны.
Более чем через четыре года после поражения на поле боя вооруженной группировки США в настоящее время вывели все свои боевые силы и перешли на консультативную поддержку.
В прошлом году в Ираке находилось около 2500 американских солдат и еще 1000 солдат коалиции, которые в настоящее время базируются в Ираке. Неясно, сколько из них останется на стадии консультаций.
Несмотря на кажущиеся грандиозными последствия и неизбежное сравнение с недавним катастрофическим выводом войск из Афганистана, вывод боевых сил США вряд ли вызовет кардинальные изменения в текущем статусе безопасности Ирака, считают некоторые аналитики.
«На самом деле вывод американских войск в основном символичен, поскольку американская миссия, как правило, уже перешла на консультативную и учебную роль, и миссия оставшихся войск вряд ли изменится», — сказала Аl Jazeera Зейнаб Шукер, профессор Государственного университета Сэма Хьюстона, изучающая иракскую политику.
Тем не менее угрозы со стороны вооруженных группировок продолжают создавать проблемы для сил безопасности — от борьбы с повстанцами в сельских районах и борьбы с терроризмом против ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в районах повышенного риска, таких как Киркук и Дияла, до поддержания контроля на границе с Сирией и Турцией.
Например, в последние месяцы ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) совершило несколько нападений на гражданских лиц, федеральную полицию и силы пешмерга на севере Ирака, в основном в сельских районах в ночное время.
Западные официальные лица также обвинили проиранские группировки в нападениях на военные базы, на которых размещается американский персонал.
«Иракские силы безопасности [ISF] продемонстрировали значительный прогресс на фоне изменений в миссиях CJTF-OIR [Миссии Объединенной совместной целевой группы — операции „Неотъемлемая решимость"] и перехода вооруженных сил США на небоевую роль в Ираке», — сказала Аl Jazeera Кэролайн Роуз, аналитик Института новостей, аналитического центра в Вашингтоне.
Ссылаясь на ежеквартальные отчеты главного генерального инспектора Конгрессу США, Роуз сказала, что ISF увеличила свою боевую мощь «особенно в том, что касается операций по борьбе с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)».
В настоящее время вооруженные силы Ирака, в которых размещены как государственные силы безопасности, так и военизированные формирования, насчитывают более 530 000 действующих военнослужащих, согласно последней оценке Международного института стратегических исследований, содержащейся в его ежегодной глобальной военной оценке в 2020 году. Их число более чем удвоилось с тех пор, как вооруженные силы были восстановлены в 2014 году.