«Выгнать всех мусульман» — читатели Le Figaro обсудили вчерашний теракт
От 500 до 700 комментариев собирает каждая новость, посвященная зверскому убийству учителя под Парижем за демонстрацию карикатур пророка Мухаммеда. Своим мнением об этом страшном событии поделились 17 октября читатели Lе Figaro.
Прежде всего нужно отметить своеобразную подачу материала самой статьи — Le Figaro сообщает, что террористом оказался 18-летний «русский чеченец», «родившийся в Москве», неоднозначная формулировка, вызвавшая споры.
Так, пользователь с говорящим ником Königsberg пишет: «При поддержке Путина Кадыров превратил чеченцев в исламистов.» Такую точку зрения нечасто встретишь в право-центристской газете, читатели которой в основном с уважением относятся к главе российского государства.
«Все наоборот: Путин вел войну в Чечне против исламистов. А угадайте, кого поддерживали европейские страны?» — отвечает B CH.
Читатель LAGARDE Didier поясняет: «Исламизм существовал в Чечне до прихода к власти Путина. Путин завершил войну в Чечне».
Анонимный пользователь отмечает: «Так значит Путин не совсем был не прав, когда гонялся за исламистами. Почему его все ругали?»
«Ну не все, а только те, кто хочет ослабить Россию. Старая техника ослабления противоборствующих сторон, вы начинаете как бы защищать меньшинства империи, а ее вождя выдаете за ужасного тирана. Все остальное — дело техники», — отвечает Cdlacom.
BERTRAND KITE продолжает тему: «Подумать только, что мы собрали несколько тысяч таких, как он (террорист), которых якобы преследовал Путин. Как он, должно быть, теперь смеется».
«Если чеченцы получают убежище во Франции, куда бежать французам? В Россию?» — иронически вопрошает Fredooo.
«Еще одна жертва злого диктатора Путина, которую мы приняли с распростертыми объятиями как „политического беженца“. По крайней мере, в России знают, как обращаться с такими людьми», — ехидно комментирует ramniatagrobis_bis.
«Ну вот, то Новичок, то нож», — иронизирует dsc fd.
Но все же подавляющее большинство высказываний приобрело угрожающе радикальный тон в отношении не только исламистов, но и мусульман в целом.
«Мы пригрели змею на своей груди», — пишет Trappiste. «Пока мусульманин держит ноги, исламист отрезает голову», — вторит Nyphargus.
В сотнях комментариев звучат страшные по своей сути призывы — запретить или выслать «всех мигрантов и мусульман», «закрыть мечети», перекрыть границы, «использовать полицию по назначению», вплоть до совсем экстремистских — «чемодан или гроб», «расстрелять сообщников и выслать всех остальных».
Безмерно критикуя Макрона, как и все предыдущие лево-либеральные правительства, комментаторы мечтают о «железной руке». В качестве архетипа защитника в глазах читателей предстает Путин.
«Если бы он (исламист) остался в России, Путин с удовольствием позаботился бы о нем и он никогда бы не приехал во Францию», — пишет Pastiche 13.
«Хватит ныть, нужно отдать эту проблему на субподряд Путину», — предлагает mon opinion001.
Несколько человек привели фразу, которую массовое сознание приписывают Путину: «Простить террористов — дело Бога, а мое дело — отправить их к нему». Кто-то вспомнил вошедшее в фольклор «мочить в сортире».
«Китайский метод в целом тоже неплохо работает!» — размышляет комментатор.
Однако, за чисто эмоциональной реакцией почти не последовало серьезного обсуждения проблемы. Лишь один читатель оказался в курсе существовании Мигрантского пакта, подписанного в Марракеше. А между тем, этот документ — предтеча тектонических мироустроительных сдвигов.
И, наконец, хочется отметить главную проблему конфликта, к которому граждан Франции подталкивает снова и снова чья-то неумолимая сила. Воспитанные в секулярных рамках модерна, они искренне не понимают, что ужасного в богохульстве. И тем более не может понять его разрушительных последствий человек пост-модерна, для которого нет других ценностей, кроме свободы самовыражения.
Именно поэтому звучат такие призывы, как «забрасывать карикатуры с самолета тысячами», по сути призывы к гражданской войне. Общества традиции и пост-модерна, живущие рядом бок о бок и никак не пересекаясь, фактически говорят на разных языках.
Эту картину проиллюстрировал небольшой диалог двух пользователей.
Читатель Amadeus выражает как раз такую, секулярную точку зрения: «Я светский человек, имею право и долг критиковать и обвинять эту религию, ислам! Смертоносную и средневековую. Имею право хулить эту религию, если она мне не нравится, и высмеивать их пророка, потому что я СВОБОДЕН во Франции, и я имею право сказать „дерьмо“ бородатым убийцам!»
Ему отвечает B CH: «Ваши права» появились только благодаря добродетелям, жертвам и терпению (по отношению к ненавистным противникам), которые наши христианские предки выковали в своих сердцах. Признайте корни «своих прав» и не злоупотребляйте ими».
Читатель Zéphirin Babouin описывает ту же проблему с позиции атеиста: «Дух Шарли (Charlie Hebdo)… несовместим с глобализацией. Прекратите эту шизофрению!» К какой глобализации прийдет мир, если убрать уважение к чужой вере и ценностям?
И, наконец, еще один интересный комментарий в ответ на утверждение о том, что «иудо-христианская религия в опасности»: «Ты не иудей и не христианин… Ты просто против ислама. Представь себе, как бы ты отреагировал, если бы Charlie Hebdo нарисовал Иисуса Христа или Моисея с крестом в заднице и обнаженным… Мусульмане имеют полное право обижаться. Некоторые из них обижаются сильнее других. Результат: тщеславные люди умирают от неразумения, незнания того, какое оскорбление они наносят другим.»
Напомним, 16 октября ведущие политические лидеры Франции осудили теракт, назвав его «варварством» и «атакой на свободу слова».
Ссылаясь на концепции свободы и секуляризма, определенные силы подстрекают французское общество к ненависти, нетерпимости и экстремизму, создавая благоприятные условия для обострения внутреннего социального напряжения.
Людей загоняют в прокрустово ложе мнимого выбора. Попробуйте заикнуться о том, что сотрудники Charlie Hebdo занимались провокациями и вели себя отнюдь не цивилизованно, как сразу получите ярлык пособника террористов.
Во Франции разжигание конфликтности на национальной почве может происходить только сверху. Французы сами по себе не предрасположены к межэтническим и расовым столкновениям. Но их усиленно раскачивают. Притом, что на низовом уровне смешанное население живет бесконфликтно. Смогут ли ситуацию, подогреваемую запретными карантинными мерами, раскачать до подлинной ненависти и гражданской войны, — покажет время.