1. Реальная Россия
  2. Палеонтологические находки
Томск, / ИА Красная Весна

Ученые ТГУ узнали, как менялась территория Сибири с оазисами для динозавров

Изображение: (cc0) HFoxii
Раскоп на местонахождении «Шестаково-3» (июль 2021 г.)

Реконструкцию географических событий, происходивших на территории Западной Сибири более 120 миллионов лет назад, выполнили в результате исследования осадочных пород раннемелового периода (илекская свита), ученые Геолого-географического факультета (ГГФ) Томского государственного университета (ТГУ), 18 марта сообщает пресс-служба вуза.

Ученым удалось узнать, как менялось на этой территории русло древней реки, породившей в пустыне оазисы динозавровой фауны. Результаты исследования палеонтологи представили в статье «Раннемеловые континентальные осадочные среды, палеогеография и биота юго-востока Западной Сибири, опубликованной в журнале Geological Society (Q1).

Один из авторов статьи, доцент ГГФ ТГУ Степан Иванцов, пояснил, что уже почти 100 лет на территории современной Сибири ведутся исследования нижнемеловых пород, но только в данной статье дан обзор всех имеющихся научных данных на эту тему.

«Илекская свита выделяется на юго-востоке Западной Сибири — в Красноярском крае, Кемеровской области. Там проводили исследования наши предшественники, с 1995 года работаем мы. Обобщение своих и чужих данных показало, что илекская свита по условиям формирования является не такой простой, как ее считали изначально», — отметил ученый.

Проведя анализ большого массива данных, палеонтологи ТГУ выявили неоднородность илекской свиты по времени своего накопления. Ими была выдвинута гипотеза, согласно которой меловые отложения в восточной части свиты значительно древнее западных.

В формировании нижнемеловых пород на территории современной Кемеровской области и юга Красноярского края большую роль играла древняя река, стекавшая с гор, окружавших Западно-Сибирскую равнину, и впадавшая в Западно-Сибирское море. Ярким примером эволюции этой реки ученые считают Шестаковский Яр, где находится одно из местонахождений костей динозавров и многих других позвоночных животных.

Сначала эта древняя река текла в пределах своей долины и имела множество русел и рукавов. Такой ветвящийся тип русла типичен для сухих ландшафтов с малым количеством растительности. Впоследствии окружающий ландшафт становился всё более пологим, что приводило к снижению скорости и силы потока воды в ней.

В результате русло реки постепенно становилось извилистым (меандрирующим), что характерно и для современных сибирских рек, а также смещалось в направлении юго-запад (предположительно, от Красноярска до Новокузнецка)

Доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии ГГФ ТГУ Алексей Файнгерц рассказал:

«Сто с лишним миллионов лет назад климат был гораздо более сухим и жарким. На территории юго-востока Западной Сибири существовала полупустынная равнина с непродолжительным сезоном дождей, поэтому древняя река являлась настоящим источником жизни. Вдоль реки образовались оазисы с богатым разнообразием фауны. Одним из таких оазисов является Шестаково, где обнаружены остатки более 30 видов древних животных. Причем, многие из них были изучены и описаны впервые в мире».

Палеонтологи ТГУ нашли в Шестаково остатки динозавров, получивших названия пситтакозавр сибирский и зауропод сибиротитан. Но там же, на месте бывшего оазиса, замурованного осадочными породами, были обнаружены остатки птиц, черепах, древних крокодилов, в том числе два новых сухопутных вида, им палеонтологи ТГУ дали название киязух (в честь реки Кия) и тагарозух.

Поскольку континентальные отложения, в отличие от морских, в которых формировались углеводороды, геологам, по преимуществу ищущим нефть, были мало интересны, то илекская свита, описанная еще в 1935 году, в XX веке ими исследовалась недостаточно.

Поэтому исследование илекской свиты учеными ТГУ в свете реконструкции условий прошлого Западной Сибири может стать настоящим прорывом. В 2023 году они совместно с сотрудниками Кузбасского государственного краеведческого музея участвовали в изучении материала из 200-метровой скважины, полученного при бурении в Шестаково.

Полученный керн дает полный разрез меловых отложений, что позволит сопоставить между данные по Шестаково 1 и Шестаково 3 — основных захоронений динозавров.

Для изучения этого керна в настоящее время формируется обширная программа научных исследований, результатом которых станет большой объем информации по климату нижнего мела. Ученые надеются найти в керне споры и пыльцу растений, которые позволят многое узнать о прошлых ландшафтах.

«Есть идея сделать разрез в Шестаково эталонным для илекской свиты. После изучения 200 метров керна и его описания мы с коллегами получим так называемый стратотип. Можно сказать, что это шанс войти в историю. Как и любой эталон, стратотипический разрез представляет собой наиболее характерные отложения, показывает границы с подстилающими и перекрывающими горными породами. Предлагая стратотип, мы визуализируем наше понимание илекской свиты для современных и будущих геологов, чтобы не было разночтений в понимании ее состава и объема», — резюмировал Степан Иванцов.