МВФ: углеродная нейтральность озолотит Австралию
Большую экономическую выгоду должна получить Австралия в результате повышения в течение следующих двух десятилетий спроса на критическое минеральное сырье стоимостью 12,9 трлн долларов США из-за глобального тренда на достижение углеродной нейтральности, гласит опубликованный 12 октября анализ Международного валютного фонда.
В своем очередном прогнозе «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ) МВФ прогнозирует, что устойчивое 15-процентное увеличение индекса цен на металлы повысит ежегодный экономический рост Австралии на 1 процентный пункт, что еще больше укрепит государственные финансы.
МВФ специально выбрал никель, медь, литий и кобальт в качестве четырех основных металлов, цены на которые и объемы добычи, вероятно резко вырастут на фоне глобальных попыток достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Эти четыре минерала используются в качестве ключевых компонентов в батареях и возобновляемых источниках энергии, которые имеют решающее значение при переходе от ископаемого топлива к электроэнергии с низким уровнем углеродных выбросов.
«Цены достигнут исторических максимумов в течение беспрецедентного, устойчивого периода при сценарии достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Цены на кобальт, литий и никель вырастут на несколько сотен процентов по сравнению с уровнями 2020 года», — говорится в докладе.
Согласно прогнозу, содержащемуся в докладе МВФ, производство меди в ближайшие 20 лет должно удвоиться, никеля — увеличиться почти в четыре раза, а лития и кобальта — вырасти примерно в шесть раз по сравнению с нынешними уровнями.
«При сценарии достижения полного отсутствия выбросов к 2050 году бум спроса приведет к шестикратному увеличению стоимости производства металлов — на общую сумму 12,9 трлн долларов США в течение следующих двух десятилетий для четырех металлов, [используемых для] перехода к альтернативным источникам энергии», — прогнозирует МВФ.
Этот сценарий предполагает, что рост спроса на металлы первоначально будет очень высоким в период до 2030 года и со временем замедлится, поскольку переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии требует больших первоначальных инвестиций. «Поставки металлов довольно концентрированы, а это означает, что несколько ведущих производителей могут извлечь выгоду», — говорится в анализе МВФ.
Австралия уже входит в тройку крупнейших мировых запасов по каждому из четырех важнейших полезных ископаемых, что позволяет стране воспользоваться преимуществами нового перехода на хранение и выработку электроэнергии.
«Страны, которые выделяются по добыче и запасам, включают Австралию [по литию, кобальту и никелю]. Экономические выгоды от повышения цен для экспортеров металлов могут быть существенными», — утверждается в прогнозе МВФ.
Однако Мировой валютный фонд предупредил, что существует высокая степень неопределенности в попытках предсказать сценарии спроса, и, наряду с темпами технологических изменений, неопределенность в политике является самой большой угрозой для прогнозов. «Высокая политическая неопределенность, в свою очередь, может препятствовать инвестициям в горнодобывающую промышленность и увеличить вероятность того, что высокие цены на металлы сорвут или задержат энергетический переход», — говорится в докладе.
Ранее австралийская финансовая газета Australian Financial Review, что правительство США намерено добавить никель в свой список важнейших полезных ископаемых, что увеличит и без того доминирующую 24-процентную долю Австралии в мировом производстве. Этот металл используется в сплавах, используемых в батареях, электронике, военной технике и ряде энергетических технологий.
В сентябре лидеры стран QUAD (США, Япония, Индия и Австралия официально договорились наметить цепочки поставок важнейших полезных ископаемых, а также разработать правила для ускорения утверждения и разработки проектов и соглашений о поставках.
МВФ заявил, что странам необходимо скоординировать несколько направлений политики на глобальном уровне, чтобы цены на такие полезные ископаемые не вышли слишком далеко из-под контроля и не препятствовали переходу к углеродной нейтральности.
Напомним, вопрос перехода к углеродной нейтральности вызвал в Австралии бурный общественно-политический диалог, в котором Национальная партия Австралии отказалась подписывать стратегию достижения углеродной нейтральности к 2050 году, а профсоюзы затрагиваемых отраслей промышленности выразили свою озабоченности вероятной потерей рабочих мест.