В Казахстане подняли вопрос борьбы с исламистским экстремизмом
Дискуссия о вреде распространения радикальных религиозных течений для целостности государства Казахстан поднята и развивается в республике с 4 октября. Ее начал депутат Ермурат Бапи, сообщает 4 октября издание nur.kz.
Бапи направил запрос главам правительства и спецслужб страны. Он обратил внимание, что в Казахстане радикальные религиозные течения получили слишком сильное развитие.
«За последние несколько лет чуждые течения ислама угрожают подрывом сложившимся в казахстанском обществе социально-бытовым устоям, и эти угрозы получают всё большее распространение. Данные угрозы начали разрушать общество и бросать вызов государственной целостности, выступать против традиций национального единства, национального развития казахского народа и сложившегося тысячелетиями исламского образа жизни казахов», — сказано в заявлении Бапи.
Надо отметить, что радикальные течения ислама, или, правильнее сказать, исламизма, получили условия для развития в Казахстане еще в далекие 90-е годы. После обрушения атеистической идеологии в обществе образовался идеологический и религиозный вакуум, который стал быстро заполняться за счет религии. Политика открытости, проводимая тогда властями республики, способствовала появлению в стране большого числа заграничных религиозных лидеров самого разного толка, в том числе радикально-экстремистского.
Кандидат исторических наук Константин Поляков в своей статье «Исламский экстремизм в Казахстане» выделяет девять основных причин и условий, благодаря которым в Казахстане получили распространение идеи исламского экстремизма. В целом основной причиной явилось непротиводействие властей страны новой угрозе. Это непротиводействие было обусловлено разными причинами, в том числе субъективными, но эксперты в последнее время отмечают, что казахстанская элита начала заигрывать с радикальными течениями ислама, пытаясь использовать радикалов как фактор политической жизни страны.
В частности, трагические события произошли в январе 2019 года, когда по всей стране вспыхнули беспорядки и начались грабежи и убийства, было отмечено, что в некоторых местах преступники не просто убивали своих жертв, а ритуально обезглавливали, что является характерным почерком именно исламистских радикалов.
Хотя об угрозе радикального исламизма в Казахстане говорят давно, например, статья Полякова была опубликована на сайте e-islam.kz аж в 2021 году, но на таком уровне тема поднимается только сейчас. Вслед за Бапи 5 октября об угрозе радикального ислама заговорил уже сенатор Нурторе Жусип. Он добавил к сказанному ранее, что распространением радикального ислама в Казахстане занимаются именно внешние силы, используя при этом благотворительные фонды.
Вспомним, Касым-Жомарт Токаев в январе 2019 года обратился к ОДКБ с просьбой помочь в подавлении беспорядков, заявив, что они инспирированы внешними силами.
«Сейчас внешние силы создают различные общественные фонды, объединения, занимаются, на первый взгляд, благими мерами, такими как просвещение, образование, социальная поддержка, выделение финансовых грантов. Таким образом „благодетели“ реализуют недоброжелательные умыслы, пополняя ряды своих сторонников», — сказал Жусип.
Жусип предлагает для борьбы с радикальными религиозными течениями начать использовать передовой опыт других стран и начать с очевидного — «пропагандировать национальные ценности на государственном уровне, проводить широкую просветительскую работу в СМИ, школах и семье, общественных институтах», — то есть взять вопрос религиозного образования в государственные руки. Это примерно то, что давно уже сделали в Узбекистане, еще в 90-е годы, создав Исламский университет.
7 октября в эфире телеканала «Хабар 24» сотрудник факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби Елнар Берикбаев также заявил, что надо повышить религиозную грамотность населения.
Здесь стоит отметить, что многие радикальные течения вступают в конфликт с национальными традициями казахского народа. Так, в некоторых течениях запрещены музыкальные инструменты и вообще прослушивание музыки. При этом у казахов никогда не было подобного запрета, а наоборот, всегда почиталось умение играть на национальных инструментах, в частности на домбре.
Если запрет на музыку еще как-то можно пережить, то другой запрет — на посещение могил родственников и на поминание умерших родителей — встречает серьезное сопротивление среди казахов, у которых очень сильно развита традиция почитания своих предков, тем более умерших.
Тем не менее радикалы находят свою паству среди казахов. По сведениям экспертов узбекистанского ННО Центра изучения региональных угроз, успехам распространения радикалов на низовом уровне способствует низкая религиозная грамотность молодежи.
«Нужно принимать меры по повышению религиозной грамотности населения. Поэтому в школах и университетах надо не просто ввести такие предметы, но и подробно разъяснять историю религии и ее основные положения», — цитирует «Хабар 24» 7 октября уже ассоциированного профессора из Кокчетава Сабита Жамбека.
Хочется отметить, что лучше поздно, чем никогда. То, что в Казахстане осознали, что радикальные религиозные течения являются инструментами внешнего управления страной и инструментами войны с республикой и пора брать религиозное образование в свои руки, даже несмотря на то, что Казахстан — это светское государство, внушает надежду, что власти смогут соскочить с крючка внешнего управления.
Читайте также: В Узбекистане эксперт напомнил о деятельности турецких спецслужб в регионе
Остается надеяться, что к такому же выводу придут и в Киргизии, где турецкие образовательные программы сети Фетхуллаха Гюлена уже успели подготовить тысячи приверженцев несвойственного киргизам течения ислама. Многие из прошедших обучение в турецких школах сейчас работают в государственных, коммерческих и общественных структурах в стране.
Читайте также: В Киргизии пропал директор сети школ Гюлена