1. Культурная война
  2. Археологические находки
Тюмень, / ИА Красная Весна

В ТюмГУ оценили значение миграции народов Западной Сибири в Средние века

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Археология
Археология

Влияние миграционных процессов на развитие материальной культуры населения южнотаежного и лесостепного Тоболо-Иртышья в эпоху переселения народов, раннего и развитого Средневековья исследовали с опорой на региональный археологический материал археологи Тюменского государственного университета (ТюмГУ), 11 февраля сообщает пресс-служба вуза.

Свои выводы сотрудники Лаборатории археологии и этнографии Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ представили в статье «Роль миграций в культурогенезе средневекового населения лесостепи и подтаежной зоны Западной Сибири», опубликованной в журнале «Вестник Пермского университета. История» 2024. № 1 (64).

Выводы были сделаны на основе анализа материалов порядка 400 археологических объектов, таких как поселения, могильники, культовые места IV–XIII вв. н. э., местонахождения которых расположены в лесостепном и подтаежном Тоболо-Иртышье, а также на сведениях об антропологическом составе проживающего там в это время населения.

Согласно проанализированным данным, этнокультурная мозаичность той эпохи в Западной Сибири во многом была обусловлена существенным вкладом мигрантов в историко-культурные процессы. При том что в период Великого переселения народов преобладали меридиональные проникновения в лесостепь, главную роль в культурогенезе и антропологическом составе населения этого региона сыграли мигранты, переселявшиеся в туда из тайги.

В раннем Средневековье историко-культурные картины развития Тоболо-Ишимья и Прииртышья значительно различались за счет доминирования в Зауралье автохтонного (коренного) населения и господства в долине Иртыша северных мигрантов, поэтому там были созданы две отдельные культуры — бакальская и потчевашская.

Внутризональное широтное передвижение на запад, вплоть до оттока населения, предположительно, происходившее из-за экспансий кыпчаков и печенегов, особенно заметно проявилось в памятниках типа Перейминского могильника.

Миграции малых коллективов — носителей технологических новаций и организаторов торговых маршрутов, содействовали вовлечению Западной Сибири в мировые экономические связи. А существенная экспансия угорского населения из Нижнего Приобья в юго-западном направлении стала причиной возникновения на западе новой этнокультурной среды — юдинской культуры.

При этом возрождение автохтонных начал вместе с проникновением на востоке Тоболо-Иртышья небольших групп кочевников-номадов, создавшее усть-ишимскую культуру, стало началом тюркизации угорского мира.