Психологи объяснили, почему молодежь не любит работать и боится туалетов

В. Борисов-Мусатов. Одиночество. 1905 год.
В. Борисов-Мусатов. Одиночество. 1905 год.

Характерные черты поколения Z, как мешающие, так и помогающие им адаптироваться к современной жизни, обозначили психологи, 15 декабря пишут «Известия».

По словам одного из экспертов, для поколения Z («зумеров», рожденных с 2001 по 2010 гг.) характерна пониженная стойкость и повышенная обидчивость, уязвимость для внешней критики при вполне развитой критике внутренней (самокритике). Однако, как полагает психолог, у данных качеств есть и сильная обратная сторона, заключающаяся в том, что зумеры способны определяться с собственными целями и не идти на поводу у «родителей, школы или государства в целом».

Зумеры ведут замкнутый образ жизни, погружены в себя и виртуальный мир интернета. Но данная погруженность в собственные переживания помогает зумерам постигать собственные чувства и мотивы, оформляться в обособленную «личность», считает психолог.

По словам другого специалиста, клинического психолога наркологической и психиатрической клиники, преимущество зумеров — способность оперативно и удаленно решить любую задачу. Однако зумеры испытывают дефицит межличностного взаимодействия и избегают «живых» контактов с другими людьми, посредством которых и рождаются такие качества, как стрессоустойчивость и способность отстаивать свою точку зрения, «глядя оппоненту в глаза».

Также для зумеров характерна бóльшая, по сравнению с прошлыми поколениями, мягкость воспитания со стороны родителей. Но чтобы сформировалась сильная и последовательная личность, ей нужно задавать границы в виде правил, ограничений и целевых установок — без этого не может быть развития, считает психолог.

Кроме того, жизнь в виртуальной среде приводит к эмоциональной депривации, а полный уход в яркий иллюзорный мир может даже привести к атрофии важных физических и духовных потребностей, таких как потребность в физической активности, саморазвитии, уходе за собой.

В плане трудоустройства у зумеров также могут возникать проблемы, поскольку работодатели с настороженностью относятся к подобным кадрам, которые «не любят ответственность, впадают в уныние от начальственных окриков» и даже могут внезапно покинуть свое рабочее место, если им что-то не понравится.

Некоторые психологи отмечают и такую особенность зумеров («снежинок»), которая может становиться препятствием к их адаптации на рабочем месте, как страх перед общим туалетом — некоторые из них предпочтут «дотерпеть» до дома, нежели воспользоваться уборной в офисе. Одно из объяснений данного явления состоит в том, что зумеры являются первым поколением, которое росло в подгузниках и миновало так называемый «период горшка». При этом данный этап физиологического развития необходим детям для познания своего тела и естественных потребностей в самом раннем возрасте.

Так называемое «клиповое мышление» некоторые психологи также считают преимуществом зумеров. Из него вытекает подвижность и многозадачность (т.е. способность выполнять несколько дел одновременно) и способность генерировать новаторские идеи. Они легко переключаются на другую деятельность в случае потери мотивации к предыдущей.

По мнению одного из психологов, для подобных людей самое главное — это внимание к их личности.

Ряд экспертов прогнозируют, что несмотря на все сложности, к 25 годам в представителях данного поколения мы увидим не «уязвимых снежинок», а зрелых личностей со своими ценностями и выбранным жизненным путем. Лучшая область приложения сил для зумеров — это сфера новых технологий.

Что касается следующего за зумерами поколения — альфа, — то оно может быть более «прагматичным». Это поколение, каждый второй представитель которого имеет имеет собственный гаджет чуть ли не со второго года жизни. Кроме того, это первое поколение, которое никогда не ругают и не «воспитывают ремнем». Однако именно эта «гиперопека» и может стать причиной жизненных трудностей поколения альфа.

Мышление «альфа» таково, что ему привычна постоянная смена контента и формат «сторис», за счет чего у представителей данного поколения «буквально за 15 секунд формируется представление о предмете». Они знают, чего хотят, ценят собственное время, свободно осваивают «любые инструменты, связанные с взрослой жизнью», хорошо «осведомлены во всём», считает психолог.

В целом, для зумеров и альфа характерны «отсутствие агрессии и погруженность в виртуальную реальность».

Также, по мнению ряда психологов, к зумерам и альфа близки милениалы («поколение игрек», родившиеся с 1984 по 2000 гг.). У милениалов также практически стерта грань между реальной и виртуальной жизнями (соцсети), они являются «современными хиппи» со своим культом свободы, самовыражения, здорового образа жизни и «саморазвития».

«Полной противоположностью зумерам» является так называемое «молчаливое поколение» (1925–1944 годов рождения). Для представителей данного поколения характеры ответственность, терпеливость, бережливость, уважение к закону, способность трудиться, «нежелание открыто высказывать какое-то собственное мнение», доверие к врачам и учителям. Многие «молчаливые» всю жизнь проработали на одном месте, отмечает психолог.

Напомним, «теория поколений Штрауса — Хау» — это теория, разработанная американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хау и описывающая повторяющиеся поколенческие циклы в истории США. Штраус и Хау впервые заговорили о своей теории в 1991 году, когда вышла их совместная книга «Поколения» («Generations»), в которой излагалась история США как серия биографий разных поколений, начиная с 1584 года.

В России теорию поколений серьезные специалисты не признают, изучают ее преимущественно маркетологи, рекламщики, PR- и HR-менеджеры. По мнению некоторых экспертов, данная теория страдает чрезмерным обобщением и не учитывает психологический тип, темперамент, личные мотивы и социальные приоритеты отдельных людей, а также факторы родительского примера и родительского воспитания.