1. Война идей
  2. Будущее человечества
Александровское, / ИА Красная Весна

Кургинян: мечта о человеке была только у большевиков

К. С. Петров-Водкин. Фантазия. 1925
К. С. Петров-Водкин. Фантазия. 1925
К. С. Петров-Водкин. Фантазия. 1925

Мечту о человеке, нацеленную в будущее, давал только коммунизм, у Запада нет никакой идеи о человеке, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 17 октября в новом выпуске авторской программы «Предназначение».

Политолог подчеркнул, что у Запада с его прекрасными принципами «Свобода, равенство, братство» не было мечты о человеке. Шпенглер назвал западную цивилизацию «фаустианской», поскольку в основании ее — сговор с Мефистофелем, отметил он.

«И единственный, кто дал эту мечту о человеке, были большевики. Это и дал 1917-й год миру. За это он и был принят», — сказал Кургинян.

Причем эта мечта о человека была нацелена не в прошлое, а в будущее. Большевики, по словам аналитика, «молились» на Великую французскую революцию и ее идеалы, но добавили к ним свое: «это был новый человек, восхождение человека, „всё во имя человека, всё для блага человека“».

Не довольствуясь только идеалами модерна, большевики, например, Анатолий Луначарский, обращались к ренессансу, мечтая о цельной, гармонической личности, и заходили в своих мечтах очень далеко — «это полная мечта и вообще что-то фантастическое», добавил Кургинян.

Эксперт утверждает, что только благодаря утопии большевиков о новом человеке Запад удержался. Политическая свобода Запада, по словам политолога, ничего не стоит без свободы социальной, а ее дали большевики в СССР.

Кургинян объяснил, что сталинская конституция закрепила такие социальные права, которые были «абсолютно ошеломляющими», и капитализм вынужден был пойти на уступки трудящимся.

«Никаких других мечтаний о человеке у собственно западной цивилизации, кроме коммунистических, не было. И она держалась только на том, что она могла там критиковать этот коммунизм, а коммунизм мог взять на буксир определенную часть мира, и всё это вместе могло вот таким способом вертеться вокруг какой-то утопии о человеке», — заявил философ.

После утраты веры в коммунизм и распада Советского Союза стало очевидно, что Запад не может разрешить вопрос о человеке, и все сводится к замене человека роботом или превращению человека в машину потребления.

«Стало ясно, что вся эта западная цивилизация — это сплошное фиаско, „блеск и нищета“», — заключил лидер движения «Суть времени».