«Демографическая зима» в Европе началась задолго до пандемии — демограф
Спад рождаемости во Франции нельзя объяснить одной лишь пандемией, существенный вклад в него внесло планомерное разрушение поддерживающей семьи семейной политики, заявил демограф Жерар-Франсуа Дюмон 11 марта в интервью французской газете Le Figaro.
Он подтвердил, что пандемия, действительно, поспособствовала снижению рождаемости, в частности люди в такие периоды откладывают брак или первые роды, не хотят заводить детей из-за неопределенности экономической ситуации, да и просто становится меньше возможностей познакомиться.
Однако, существует и тенденция, наблюдаемая в европейских странах еще с 1970-х годов, отметил специалист. Европа находится в состоянии «демографической зимы», когда уровень рождаемости не позволяет обеспечить даже простую смену поколений. А с 2012 года в Евросоюзе ежегодно умирает людей больше, чем рождается.
Дюмон подчеркнул, что уровень рождаемости прямо зависит от проводимой в той или иной стране семейной политики. Так, слабая семейная политика приводит к снижению способности населения иметь здоровых детей, а более решительная семейная политика увеличивает эту способность.
Он напомнил, что до середины 2010 годов Франция имела один из самых высоких показателей рождаемости в Европе, уступая на определенном этапе только Ирландии. И французов такая политика, предусматривающая различные финансовые и налоговые льготы, помогавшая найти баланс между работой и семейной жизнью, удовлетворяла. Однако она стала планомерно разрушаться с приходом к власти президента Франсуа Олланда.
Снижение рождаемости влияет на экономику, причем как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Краткосрочное воздействие на экономику заключается в росте спроса, связанном с рождением ребенка. На среднесрочной дистанции в стране снижается численность рабочей силы.
При этом Дюмон подчеркивает, что не получится компенсировать снижение рождаемости привлечением иммигрантов из южных стран. Потому что, во-первых, не все иммигранты пополняют численность рабочей силы — в их среде уровень безработицы как минимум вдвое превышает средний по стране.
Во-вторых, что касается квалифицированных специалистов, то помощь Франции бедным странам вступает в противоречие с выдачей в этих странах виз, например, врачам, чтобы они могли переехать во Францию. Ведь для развития этим странам самим нужны квалифицированные специалисты.
В-третьих, во Франции и без иммигрантов невысокий уровень занятости при достаточном количестве экономически активного населения, поэтому государству необходимо симулировать увеличение рабочих мест и трудоустроенность собственного населения, считает демограф.
По словам Дюмона, десятилетия спада рождаемости в Европе уже имеют очевидные геополитические последствия в виде ограничений пенсионных систем и государственных бюджетов. Кроме того, политика открытости для мигрантов делает страны зависимыми от внешнего геополитического давления через выросшие диаспоры. Такова, например, ситуация с возможностью Турции влиять на Германию.