В школах Калифорнии отменили пение гимнов в честь ацтекских богов

Человеческие жертвоприношения ацтеков, из Кодекса Мендосы, 16 век (Бодлеанская библиотека, Оксфорд)
Человеческие жертвоприношения ацтеков, из Кодекса Мендосы, 16 век (Бодлеанская библиотека, Оксфорд)

Учащихся государственных школ Калифорнии не будут просить декламировать песнопения, основанные на религиозных обрядах ацтеков, которые некоторые родители сравнивают с молитвами «демоническим» языческим богам, которым приносили человеческие жертвы, сообщает 18 января телеканал RT.

Калифорнийский совет по образованию и министерство образования штата согласились исключить обряд из типовой учебной программы для факультативной программы по этнографии. Решение было принято под угрозой судебного разбирательства со стороны трех родителей, которые возражали против принятия этой программы в марте прошлого года. Досудебное соглашение между родителями и минобразом штата заключено 13 января.

Типовая учебная программа предлагала учителям ряд «гимнов, песнопений и занятий в составе группы для того, чтобы „растормошить“ её участников», которые можно было использовать на уроках, чтобы «сплотить класс, создать единство вокруг этнографических принципов и ценностей, а также оживить класс после урока, который может быть эмоционально обременительным или даже когда вовлеченность студентов может показаться низкой».

Один из них, получивший название «Утверждение Лак Эч», основан на представлениях ацтеков о мире и его происхождении. Учебная программа описывает его как адаптацию «в поэтической, ритмичной форме песни в стиле хип-хоп» ацтекской концепции четырех движений или четырех эпох Науи Оллин. Песнопение фокусируется на идее единства с другим человеком.

Современное переосмысление Науи Оллин выдвигает четыре принципа: саморефлексию, изучение истории, творчество и самообновление. Однако они были названы в честь ацтекских божеств. Поэтому, когда студенты во время песнопения In Lak Ech, например, называют свою творческую сторону, они также призывают Уицилопочтли, ацтекского бога войны, солнца и человеческих жертвоприношений.

Истцы по делу, представленные Обществом Томаса Мора, утверждали, что министерство образования штата де-факто вводило языческие молитвы в учебную программу в нарушение конституции Калифорнии.

«Ацтекские молитвы, о которых идет речь, — в которых просят благословения и заступничества у этих демонических сил, — не преподавались как поэзия или история», — говорится в заявлении Пола Джонна, специального советника Общества Томаса Мора.

Истцы также жаловались на другое предложенное пение под названием «Гимн Аше», которое происходит из западноафриканских духовных традиций. Аше — это имя универсальной эзотерической силы в фольклоре народа йоруба.

Школьный совет отверг утверждение о том, что их типовая программа имеет религиозные аспекты, и заявил, что он направлен на то, чтобы помочь школам провести «обсуждения предложений по расширению курса этнографии». Программа рекламировалась как прокладывающая путь к «противостоянию и, в конечном счете, преобразованию расизма в нашем обществе и в нашем государстве».

По условиям досудебного соглашения два спорных песнопения должны быть исключены из типовой учебной программы. В органах образования не стали сразу комментировать итоги судебного разбирательства. Один из истцов, Хосе Веласкес, сказал, что урегулирование стало облегчением для семей, и заметил, что «потребовалась многорасовая коалиция людей с разным происхождением и убеждениями, чтобы сдвинуть гору и бросить вызов государственному образовательному аппарату».

Напомним, в прошлом году о песнопениях в школьной программе сообщил широкой общественности консервативный исследователь Кристофер Руфо — известный противник критической расовой теории и того, что он считает посягательством опасной расистской идеологии на американское общество. Он приветствовал мировое соглашение, заявив, что оно подтверждает его сообщения и посрамляет тех, кто отверг их как ложные.