Ценовой шок на энергоносители в ФРГ ослаб, но кризис никуда не делся — WiWo
Ценовой шок на энергетических рынках ослаб, но это не значит, что кризис позади, это лишь половина правды, 10 марта пишет немецкий журнал Wirtschaftswoche (WiWo).
Немецкая ассоциация энергетической и водной промышленности (BDEW) пояснила, 2022 год закончился довольно умеренным ростом цен, в то время как расходы на закупки и распределение резко возросли.
Причиной роста цен был не дефицит энергии, а страх перед дефицитом. Покупатели запасались на рынке всеми доступными им средствами, чтобы быть готовыми к реальному дефициту. Практически по любой цене.
Помимо дебатов о стоимости электроэнергии для частных домохозяйств, промышленники давно жалуются на слишком высокие по международным меркам цены на электричество. Поэтому Федерация немецкой промышленности (BDI) выступает за введение так называемой промышленной цены на электроэнергию, чтобы ограничить расходы до 2030 года.
Особое внимание необходимо энергоемким отраслям промышленности, таким как производство бетона, бумаги, химической продукции и стали. Утверждается, что эти отрасли находятся в начале многих цепочек создания стоимости и поэтому имеют большое значение для всей промышленности.
Благодаря политическим решениям — например, снижению налога на электроэнергию — общая нагрузка на компании, согласно статистике, вернулась к докризисному уровню. Однако этого недостаточно, предупреждает управляющий директор ассоциации «Энергоемкая промышленность» Йорг Ротермель. По словам эксперта, цены на энергию для энергоемких компаний значительно выше, чем на важных конкурентных рынках, таких как США.
Федеральное министерство экономики и энергетики (BMWK), ссылаясь на Ежегодный экономический отчет за 2024 год, сообщает, что: «Ситуация на энергетических рынках Германии значительно смягчилась с осени 2022 года. Стоимость электроэнергии и газа снизилась до уровня, значительно более низкого, чем в пиковые периоды».
Однако оптовые цены все еще превышают многолетний уровень, и будущие цены, торгуемые на биржах на основе так называемых фьючерсов, также показывают, что это может сохраниться в течение следующих двух лет.
«Если заглянуть за мешанину аббревиатур и технических терминов, то можно увидеть, сколько политики и сколько рынка существует в ценах на электричество и газ», — пишет автор статьи Себастьян Шуг.
На самом деле, в настоящее время облегчения для конечного потребителя не предвидится. По данным Сетевого агентства, не только переход с природного газа на климатически нейтральные альтернативы, такие как водород, приводит к росту затрат в газовой сети, но и увеличение использования сжиженного природного газа (СПГ), который был использован после энергетического кризиса для обеспечения надежности поставок.
При этом тарифы на газ различаются не только по регионам, но и по группам потребителей. Государство освобождает от части расходов некоторых потребителей энергии (как правило, компании) в то время как другие оплачивают эти льготы через дополнительные сборы.
Отмечается, что шок роста цен в 2022 году закончился, однако последствия продолжаются. В частности, медленно растущие цены на CO₂ гарантируют, что дальнейшее падение цен на энергоносители будет маловероятным.