В Минпросвещения заявили о «новом векторе» развития допобразования

Изображение: (сс0)
Сергей Кравцов
Сергей Кравцов

Дополнительное образование в школах должно усилить воспитательную компоненту образования, заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в статье «Дополнительное образование — инвестиция в будущее страны», опубликованной 1 декабря в электронном журнале «Вестник образования».

Глава Минобрнауки сообщил, что дополнительное образование в школах станет частью воспитания: «Новым вектором развития дополнительного образования станет усиление воспитательного компонента в системе образования. Наша задача — создать мотивирующую среду, в которой каждый ребенок сможет найти то, что ему по душе. Важно, чтобы воспитательная среда в школах развивалась через формы дополнительного образования, такие как школьные спортивные клубы, музеи, театры. Это значит, что общее и дополнительное образование должны работать в тесной связке. Поэтому начиная с этого года „Кванториумы“ будут открываться на базе школ».

Кравцов добавил, что к 2024 году в России будет 700 детских технопарков.

Напомним, 5 июня в госкорпорации «ВЭБ.РФ» заявили, что развитие дополнительного образования в школах сегодня так же актуально, как во времена индустриализации в СССР. В компании предложили создать «школы полного дня», подбор учителей в которые будут контролировать крупные корпорации.

Отметим также, нацпроект «Образование», принятый в 2018 году, предполагает охват дополнительным образованием до 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2024 г. Рынок допобразования в РФ превышает 240 млрд рублей в год. При этом практически все программы допобразования — государственные или муниципальные.

Комментарий редакции

Глава Минпросвещения к сожалению не объяснил, почему из объединения общего и дополнительного образования вытекает необходимость появления «Кванториумов» в школах, а также как всё это связано с усилением роли воспитания в школе. Если учесть, что цели «Кванториумов» чисто технократические — «штамповка» квалифицированного персонала для промышленности и сервиса, — то воспитательную составляющую образования они явно не усилят.

Кравцов фактически приравнял воспитание к дополнительному образованию, преобразовав классическую формулу «образование — это обучение и воспитание» в выражение «образование — это обучение и допобразование». Возможно, таким образом Минпросвещения пытается уйти от необходимости идеологического обоснования процесса воспитания, которое как раз и было изъято из постсоветской школы по причине своей ориентации на коммунистическую идеологию.

Конечно, воспитание не ушло из школы, но оно лишилось того самого «вектора», который стараниями реформаторов будет теперь придан допобразованию, ориентированному в первую очередь на технократизм, а не на идеологию и культуру. Такому развитию процесса также будет способствовать и то, что на создание детских технопарков, в отличие от театров и музеев, ежегодно в рамках нацпроекта «Современная школа» выделяются миллиарды рублей.