Инфицированный ВИЧ вылечился, не проходя лечение

ВИЧ

В биоматериалах пациента из США, инфицированного ВИЧ 24 года назад и не проходившего никакого лечения, не удалось обнаружить следов вируса, что может свидетельствовать о его излечении от смертельной болезни, сообщила группа исследователей из Рагон-Института под руководством Сюй Юй, чью статью 26 августа опубликовал журнал Nature.

«В одном элитном контроллере мы не смогли обнаружить интактные провирусные последовательности, несмотря на анализ более 1,5 млрд мононуклеарных клеток периферической крови, что повышает вероятность стерилизующего излечения инфекции ВИЧ-1, которое ранее наблюдалось только после аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток», — пишет автор документа.

Среди людей, у которых обнаружен ВИЧ, менее полупроцента живут, не заболевая без использования антиретровирусных препаратов (АРП). Таких носителей вируса называют «элитные контроллеры». У этих людей вирус встраивается в участки ДНК, которые не используются в процессе жизнедеятельности.

Юй исходила из гипотезы, согласно которой «в таких неактивных частях человеческого генома ДНК никогда не включается, и ВИЧ не может быть эффективно выражен, он остается в „заблокированном и подавленном“ состоянии. Это означает, что вирус заблокирован в геноме клетки <…> и, следовательно, не способен вызвать заболевания».

В процессе эксперимента биоматериалы 64 «элитных контроллеров» и 41 человека, принимающего АРП подверглись повторному инфицированию ВИЧ. Лабораторные исследования показали, что после повторного инфицирования геном ВИЧ интегрировался в активные зоны ДНК.

Доктор медицинских наук Сюй Юй исходит из того, что при первичном заражении вирус также поразил активные зоны ДНК и тот факт, что к моменту эксперимента геном вируса оказался на периферии ДНК свидетельствует не об удачно для пациента прошедшем первичном заражении, а о способности их организмов удалять вирусные геномы из активных центров ДНК на периферию молекулы.

«Это свидетельствует о том, что уникальные вирусные резервуары элитных контроллеров могут быть результатом их ВИЧ-подавляющего Т-клеточного ответа, устраняющего интактные вирусные геномы из активных центров», — говорит она.

Доктор Юй полагает, что сможет «активировать вид Т-клеточного иммунитета, который присутствует в элитных контроллерах» у всех людей, достигнув тем самым функционального лечения.

Этот проект был поддержан Национальным институтом сердца, легких и крови, Национальным институтом аллергии и инфекционных заболеваний, Национальным институтом злоупотребления наркотиками, Национальными институтами здравоохранения, семейным фондом Марка и Лизы Шварц, Институтом Рагона, Фондом Билла и Мелинды Гейтс и Фондом исследований СПИДа.

Институт Рагона был официально создан в феврале 2009 года «на пожертвования в размере 100 миллионов долларов от Фонда Филиппа Т. и Сьюзен М. Рагон». Миссию свою институт видит в расширении возможности использования иммунной системы человека для предотвращения и лечения заболеваний.

Приоритетными для института являются 6 направлений: исследования вируса иммунодефицита человека и синдрома приобретенного иммунодефицита, глобальных инфекционных заболеваний, новых инфекционных заболеваний, а также разработку вакцин, исследования в области фундаментальной и прикладной иммунологии, ведении клинических исследований.

В настоящее время значительное внимание институт уделяет проблеме коронавируса.